Стенина Светлана Юрьевна
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
Для детей старшей логопедической группы
«КТО Я ТАКОЙ?»
Цель: развитие фонематического восприятия на этапе различения близких по звуковому составу слов.
Публикация «Дидактические игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах
Задачи: научить ребенка слышать и различать близкие по звуковому составу слова; закрепить знание материала по лексическим темам «Фрукты», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные».
Ход игры. На столе выкладывается карточка с изображением фрукта, животного или птицы и фишки (камешки). Логопед показывает картинку и четко, громко и медленно произносит слова, из таблицы под картинкой. Ребенок внимательно слушает и закрывает фишкой те слова, которые не подходят по звучанию для данной картинки (неправильно произнесенные). Над словами можно поставить цифры, для упрощения задачи. В результате, из всех названных слов, только одно должно оказаться подходящим. Это слово ребенок произносит громко и четко. Затем он описывает картинку и дает основную характеристику предмета или животного (форму, цвет, способ передвижения, чем питается, особенности строения и т. д.) и обобщающее понятие, к которому оно относится. После того, как ребенок выполнил задание с одной карточкой, он приступает к другой. В конце игры ребенок повторяет все названия картинок, закрепляя правильное звучание слов.
Слова для игры:
баман - вабан - банан - паман;
слива-тлива-силва-слима;
абисин-апельтин-леписин-апельсин;
груфа-луша-груша-куша:
бябоко-яблоко-ябико-ялбоко;
насанас-нананас-аманас-ананас;
фобака-собака-содака-сокаба;
кошка-мошка-кушка-кокша;
сивня-финья-звиня-свинья;
косёнок-газёнок-козлёнок-колсёнок;
кутка-укта-утка-упка;
петух-путух-тупух-пупух;
волк-фолк-толк-кволк;
тиса-лиса-илса-иса;
дусь-гуфь-кусь-гусь;
овса-опса-оцва-овца.
«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ»
Цель: развитие фонематического восприятия на этапе различения близких по звуковому составу слов.
Задачи: научить ребенка слышать и правильно соотносить звучание слова и его изображение, различать близкие по звуковому составу слова.
Ход игры. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки на одной карточке. Затем один раз прослушать слова, произносимые логопедом четко и громко. И затем, при повторном прослушивании слов, ребенку необходимо соотнести слово и картинку на карточке, закрывая ее фишкой или камешком, при этом правильно проговаривая. В данном задании подбираются слова близкие по звучанию.
Слова для игры:
Мак-бак-рак
Бык-бак-бок
Будка-дудка-утка
Клетка-плетка-пленка
Тыква- буква -клюква
Дом-ком-гном-сом
Батон-бутон-бетон-вагон
Нитка-пятка-ватка-ветка
Ветка-сетка-клетка-метка
Моток-каток-поток-венок-совок
«СЛОВА С НАЧИНКОЙ»
Цель: развитие фонематического восприятия на этапе различения близких по звуковому составу слов.
Задачи: научить ребенка слышать и различать близкие по звуковому составу слова, определять короткие и длинные слова, научить выделять из длинных слов короткие, автоматизация и дифференциация звуков ([С], [Ш], [З], [Ж])
Ход игры. Перед ребенком на столе разложены картинки, логопед произносит длинные слова, внутри которых «спрятались» короткие слова - названия картинок. Ребенок слушает внимательно, четко и громко называет короткое слово и находит соответствующую картинку.
Слова для игры:
[Ш]: обЛОЖКА, оПУШКА, оКРОШКА, НОЖницы, промоКАШКА, поДУШка, отДУШина, сорокоНОЖка, погреМУШКА, подМЫШКА, расклаДУШка, буКАШКА, корМУШКА, подНОЖка, ШАРфик, хлоПУШКА.
[Ж]: поЖАРник, УЖин, ЛУЖАйка.
[С]: СЫРость, подНОС, СНЕГурочка, СЫРость, кокОСЫ, ноСОК, фаСОН, фаСОЛЬ, абрикОСЫ, пеСОК, ЛЕСка, поСАДка, СТОл, чаСОК, СОРт, патисСОН, пояСОК, доСАДа, голоСОК, бЛЕСк, гУСЫня, СТОн, колоСОК, СЫРоежка, СОКол, броСОК, СТОйка, сСОРа, фокУСЫ.
[З]: КОЗЫрек, гориЗОНТ, поЗВОНОК.
Список литературы.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ, С, З: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Вентана-Граф, 2005.