Елена Держаева
Технология развития дыхательно-голосовых навыков у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением произношения, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Возрастает количество детей с таким невролого-логопедическим нарушением, как дизартрия.
При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. После произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Это еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.
Публикация «Технология развития дыхательно-голосовых навыков у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развития дыхания и коррекция его нарушений. В специальной литературе имеются различные мнения о методике воспитания правильного дыхания. В каждом из этих мнений можно найти рациональное и выстроить работу с дошкольниками таким образом, чтобы обеспечить индивидуальный подход в формировании дыхательно-голосовой функции у дошкольников с нарушениями речи.
Реализуя программу Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», мы пришли к выводу о необходимости разработки системы коррекции дыхания у детей с ОНР. Основная цель этой системы – улучшение разборчивости речевого высказывания. Главными задачами выступают следующие: развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
Установив диагноз на основании специально разработанного авторского логопедического обследования, разрабатывается стратегия коррекционного воздействия. Она включает несколько этапов: постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха; воспитание дифференцированного носового и ротового выдоха; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха.
Каждый этап состоит из определенного набора комплексов самомассажа органов дыхания и артикуляции, релаксационных упражнений, дыхательно-голосовой гимнастики. Перспективный план предполагает последовательность в формировании навыков правильного дыхания, основанную на включении в работу определенных групп мышц, участвующих в речевом голосообразовании. Комплексность системы достигается за счет связи логопедического воздействия с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями. Для этого разработаны схемы взаимодействия специалистов коррекционного сопровождения, определены зоны их компетентности.
Например, на музыкальных занятиях закрепляются основные дыхательно-голосовые упражнения, отработанные на логопедическом занятии. Физинструктор и инструктор ЛФК отрабатывают дыхательные упражнения в статике и в динамике, работают над улучшением осанки. Все упражнения проводятся на фоне мышечного расслабления после сеанса массажа, медикаментозного и физиолечения, а также фитотерапии. Тренировка дыхательно-голосовых функций включается во все виды занятий, проводимых с детьми с ОНР.
Помимо вышеперечисленного, разработаны методические рекомендации к проведению дыхательных тренингов, рекомендации родителям по развитию дыхания у детей, авторские пособия, позволяющие проводить эту работу на высоком мотивационном уровне воспитанников.
На конец второго года обучения у 100% детей отмечается полная коррекция физиологического, фонационного дыхания. Все дети умеют пользоваться мягкой атакой голоса. Произносительная сторона речи четкая, разборчивая и обеспечивает понимание речи ребенка окружающими.
Библиография:
1. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Ек. ,1992.
2. Волкова Л. С. Логопедия - М., 1998.
3. Хватцев М. Е. Логопедия – М. ,1996.
4. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников – М., 1998.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М. 1996.
6. Селиверстов В. И. Речевые игры – М., 1994.