Людмила Гордеева
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования по образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» определены следующие задачи:
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
• развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации и т. д.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Решая задачи социально-коммуникативного развития с детьми раннего возраста мы должны учитывать психические особенности детей данного возраста. Дети раннего возраста - эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.
- Какие игры чаще всего мы наблюдаем в группе: совместные, «игры рядом» (без сюжета) или индивидуальные игры?
Наша с вами задача заключается в том, чтобы сформировать положительные взаимоотношения. Достигнуть эту сформированность фактически мы можем к трем годам.
Большое значение приобретает в данном возрасте развивающая среда. Для детей раннего возраста должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в группе должны быть одинаковые игруши, организация зон с идентичным материалом на несколько человек, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Для формирования положительных взаимоотношений, важна не только развивающая среда, но и те методы и приемы, которые мы используем.
Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам сформировать положительные взаимоотношения и модель поведения, закрепить непрочные нервные связи, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции и с учетом непроизвольности поведения.
Коммуникативные игры включены в циклограмму нерегламентированных видов деятельности, но проводить их можно и вне строгой привязке к циклограмме, а в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности. С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом.
Существует большое многообразие таких игр, вашему вниманию предлагаю следующую коммуникативную игру:
«Все мы весело играем», задачами которой являются:
закрепление понимание речи и двигательной реакции
закрепление знания названий способов действий
закрепление нервных связи
закрепление положительных взаимоотношений
Ход игры: :
Все мы весело играем,
Ручкой глазки закрываем.
Раз глазок, два глазок…
Куда ты спрятался, дружок?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой ушки закрываем.
Ушко раз, ушко два…
Куда вы спрятались, друзья?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой щечки закрываем.
Щечка раз, щечка два…
Закачалась голова
Это игра помогает объединить детей вместе.
Следующая серия игр «Игры с предметами»
Задачи этой игры:
закреплять понимание речи и двигательную реакцию
закреплять знание своих имен
закреплять нервные связи
закреплять положительные взаимоотношения
Игра «Платочек» :
Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….
Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали.
Спрятали платочки.
Где платочек Анечки?
Где платочек Ванечки?
А теперь все подходите
И платочки положите.
- Как вы думаете, почему платочки все одинакового цвета?
Следующая игра с музыкальным сопровождением «Найди меня».
Задачи этой игры направлены на:
закрепление понимания речи и двигательной реакции
закрепление знания названий способов действий
закрепление нервных связей
закрепление положительных взаимоотношений
Проведение таких коммуникативных игр способствует формированию положительных взаимоотношений, так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность стирается на фоне объединения общим действием.
В структуру обязательной части Основной образовательной программы входит взаимодействие с родителями.
Нами проводится следующая работа с родителями:
тематические консультации, папки передвижки
разработка картотеки
практикумы для родителей и педагогов
дни открытых дверей
родительские собрания на тему: «Развитие социально - коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
разработка картотеки для родителей по организации игр с детьми в домашних условиях
совместное проведение ННОД
Использование различных форм и методов работы с детьми для развития коммуникативных навыков и правильное взаимодействие с родителями, способствует:
• Закреплению нервных связей
• Закреплению понимания речи и двигательной реакции
• Закреплению положительных взаимоотношений
• Адаптации детей к условиям МБДОУ
• Снятию телесных зажимов
• Эмоциональной разрядке