Самохина Алеся
Коррекция мелкой моторики рук у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нерв-ной деятельности ребенка (М. М. Кольцова, 1973).
В двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Проекции движений кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости.
Публикация «Коррекция мелкой моторики рук у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влиянию тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка (М. М. Кольцова, 1973, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фак-тором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности коры.
Таким образом, если развитие движений пальцев соответствует воз-расту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Речь не развивается обособленно, она связана с другими психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии влечет за собой особенности развития внимания, памяти, трудности в мыслительных операциях, ручной умелости и т. д. Такие особенности накладывают определенный отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов учебной деятельности, оценка своей деятельности и т. д.).
В этой связи особое значение приобретает игровая мотивация коррекционной деятельности. А. А. Леонтьев, говоря о признаках игры, что игровая деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития, по Л. С. Выготскому, в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения, выше своего возраста. В игре создаются произвольные намерения, волевые мотивы и в этом смысле ее называют ведущим видом деятельности для дошкольника. Игровая мотивация помогает скорректировать проблемы усвоения материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию, снимает психическое и физическое напряжение, корректирует поведенческую активность и т. д. В игре формируется готовность к речевой активности.
Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. О. М. Бобак (1955) считал, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В своих исследованиях он делал такие выводы: во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения; во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая к семи годам довольно значительной величины, в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно построенный двигательный аппарат.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна работа, направленная на развитие руки ребенка, в дошкольный период. Это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития.
Для формирования ручной умелости необходимо использовать упражнения и игры с пальчиками, в частности, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи
Развитие мелкой моторики может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, специальная графическая под-готовка и т. п. Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, так как они предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер: подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах и многое другое. При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук.
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Раз-витию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе или спортивном комплексе, увереннее владеют карандашом, чем их сверстники с дизартрическими нарушениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачива-ние на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неуравновешенным, возбудимым детям.
При дизартрии страдает вся произносительная сторона речи. У детей дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В дошкольных учреждениях общего типа могут находиться дети со стертыми формами дизартрии. Последние проявляются в более легкой степени нарушений движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Дети со стертыми формами дизартрии не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры, вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1 см делают дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок, как бы обматывая края. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.
Дети со стертыми формами дизартрии испытывают затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности. Они не умеют правильно дер-жать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести мелодию голосом. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Итак, нарушения моторных функций вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, требуют индивидуальных дополнительных занятий в дошкольном учреждении и дома.