Катасонова Татьяна
Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: развитие речевого творчества. Возрастные особенности развития речи. Методы обучения рассказыванию : метод имитации, метод беседы - разговора, метод пересказа, метод рассказывания. Цель и приёмы обучения рассказыванию. Развивающая предметно - пространственная среда группы: "рабочее" функциональное пространство, "спокойное" фуункциональное пространство.
Публикация «Консультация „Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №15»
Тульская область, город Алексин
Развитие речевых навыков детей
через обучение рассказыванию
Воспитатель
Катасонова Татьяна Ивановна
высшая квалификационная категория
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности и как предпосылки обучение грамоте.
Возрастные особенности развития речи детей
3-4 года 4-5 лет 5-6лет 6-7 лет
-Различают и называ-ют части предметов, их качества (величи-ну, цвет, форму, называют некоторые обобщающие слова (игрушки, одежды, мебель, овощи, фрук-ты, транспорт, элек-трические приборы и т. д.)
- Согласовывают сло-ва в роде, числе, па-деже, употребляют существительные в единственном и мно-жественном числе.
-Употребляют пред-ложения с однород-ными существитель-ными, учатся пра-вильно согласовывать слова в предложении.
- Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рас-смотрении предметов, картин, повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, со-ставленный об иг-рушке или по содер-жанию картины. - Используют лекси-ку, связанную с тру-довой деятельностью человека.
- Используют наибо-лее употребляемые глаголы, наречия, предлоги.
-Могут охарактеризо-вать местоположение предмета, время су-ток, состояние и настроение человека.
-Совершенствуется умение правильно употреблять предло-ги.
- Правильно согласо-вывают слова в пред-ложении, учатся ис-пользовать простей-шие виды сложносо-чиненных и сложно-подчиненных пред-ложений.
- Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют неболь-шие рассказы о пред-мете, по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.
-Могут поддерживать небольшую беседу; правильно задают во-просы, отвечают на них. - Употребляют слова со сходным значени-ем, с обобщающим значением.
-Прилагательные, су-ществительные, гла-голы, наречия, пред-логи употребляют правильно, точно по смыслу.
-Формируется умение использовать нескло-няемы существитель-ные.
-Продолжают учиться составлять простые, сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямое и кос-венной речью.
- Совершенствуется диалогическая и мо-нологическая речь, могут непринужденно поддерживать беседу.
- развивается умение связно, последова-тельно пересказывать
Небольшие литера-турные произведения без помощи взросло-го, самостоятельно составлять небольшой рассказ о предмете, по картине, по плану, образцу, рассказы из личного и коллектив-ного опыта, передавая хорошо знакомые со-бытия. - Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
- Используются в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значе-нием.
-Употребляют разные части речи точно по смыслу.
-Используют предло-жения разных видов.
- Совершенствуется диалогическая и мо-нологическая речь.
-Умение составлять рассказ по серии сю-жетных картинок.
- Составляют расска-зы творческого харак-тера и небольшие сказки.
Методы и приемы обучения речи
Методы обучения Приемы обучения
метод имитации
метод беседы - разговора
метод пересказа
метод рассказывания (сочине-ния)
Наблюдение за реальными предметами при ознакомлении с окружающим
Игры
Опора на словесный образец
Опора на словесное представ-ление
Прием словесно – ролевой игры
Игры в любимых героев
Инсценировка сказок, расска-зов
Развивающая предметно – пространственная в группе среда по развитию речи
«Рабочее» функциональной пространство – зона речевого развития :
образно – символические и нормативно – знаковые материалы, наглядные пособия- мир вещей и событий. Наборы карточек (животный мир, растительный мир, транспорт, про-фессии, схемы – таблицы. Разнообразные наборы букв, алфавитные таблицы – это мате-риалы, которые апробируются и исследуются ребенком, готовят его к освоению письмен-ной речи, дидактические игры.
«Спокойное» функциональное пространство
Библиотека (книжный уголок)
Хочу остановиться на обучении детей рассказыванию.
Рассказ – это составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.
Рассказы могут быть описательными и сюжетными
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.
В начале описательного рассказа называется предмет, затем характерные признаки, дей-ствия с ним.
Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последо-вательности с каким – либо героем.
Цель обучения рассказыванию :
Научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни
Описывать растения, животных, игрушки, посуду, предметы одежды, времена года
Учить составлять описательные рассказы по картинам
Приёмы обучения рассказыванию
Образец рассказа – это краткое, живое описание какого – либо предмета или события, доступное детям по содержанию и форме.
Применяется образец в случае постановки нового задания, чтобы помочь не умеющему ребенку рассказать.
Частичный образец – применяется в процессе закрепления умения рассказывать.
Коллективное составление рассказа – в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, по-степенно формируется их воображение.
Составление рассказа по частям – благодаря такому приёму содержание такого рассказа становится полнее и глубже, много детей можно вовлечь в данный процесс.
По частям описываются картины, где легко выделить какие – либо объекты и не разру-шать при этом общего замысла.
Итак, приёмы обучения рассказыванию достаточно разнообразны и вследствие их комплексного применения ребенок постепенно и с успехом обучается рассказыванию.