МААМ-картинки

Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию»

Катасонова Татьяна
Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы

Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: развитие речевого творчества. Возрастные особенности развития речи. Методы обучения рассказыванию : метод имитации, метод беседы - разговора, метод пересказа, метод рассказывания. Цель и приёмы обучения рассказыванию. Развивающая предметно - пространственная среда группы: "рабочее" функциональное пространство, "спокойное" фуункциональное пространство.

Публикация «Консультация „Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию“» размещена в разделах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №15»

Тульская область, город Алексин

Развитие речевых навыков детей

через обучение рассказыванию

Воспитатель

Катасонова Татьяна Ивановна

высшая квалификационная категория

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности и как предпосылки обучение грамоте.

Возрастные особенности развития речи детей

3-4 года 4-5 лет 5-6лет 6-7 лет

-Различают и называ-ют части предметов, их качества (величи-ну, цвет, форму, называют некоторые обобщающие слова (игрушки, одежды, мебель, овощи, фрук-ты, транспорт, элек-трические приборы и т. д.)

- Согласовывают сло-ва в роде, числе, па-деже, употребляют существительные в единственном и мно-жественном числе.

-Употребляют пред-ложения с однород-ными существитель-ными, учатся пра-вильно согласовывать слова в предложении.

- Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рас-смотрении предметов, картин, повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, со-ставленный об иг-рушке или по содер-жанию картины. - Используют лекси-ку, связанную с тру-довой деятельностью человека.

- Используют наибо-лее употребляемые глаголы, наречия, предлоги.

-Могут охарактеризо-вать местоположение предмета, время су-ток, состояние и настроение человека.

-Совершенствуется умение правильно употреблять предло-ги.

- Правильно согласо-вывают слова в пред-ложении, учатся ис-пользовать простей-шие виды сложносо-чиненных и сложно-подчиненных пред-ложений.

- Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют неболь-шие рассказы о пред-мете, по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.

-Могут поддерживать небольшую беседу; правильно задают во-просы, отвечают на них. - Употребляют слова со сходным значени-ем, с обобщающим значением.

-Прилагательные, су-ществительные, гла-голы, наречия, пред-логи употребляют правильно, точно по смыслу.

-Формируется умение использовать нескло-няемы существитель-ные.

-Продолжают учиться составлять простые, сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямое и кос-венной речью.

- Совершенствуется диалогическая и мо-нологическая речь, могут непринужденно поддерживать беседу.

- развивается умение связно, последова-тельно пересказывать

Небольшие литера-турные произведения без помощи взросло-го, самостоятельно составлять небольшой рассказ о предмете, по картине, по плану, образцу, рассказы из личного и коллектив-ного опыта, передавая хорошо знакомые со-бытия. - Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

- Используются в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значе-нием.

-Употребляют разные части речи точно по смыслу.

-Используют предло-жения разных видов.

- Совершенствуется диалогическая и мо-нологическая речь.

-Умение составлять рассказ по серии сю-жетных картинок.

- Составляют расска-зы творческого харак-тера и небольшие сказки.

Методы и приемы обучения речи

Методы обучения Приемы обучения

метод имитации

метод беседы - разговора

метод пересказа

метод рассказывания (сочине-ния)

Наблюдение за реальными предметами при ознакомлении с окружающим

Игры

Опора на словесный образец

Опора на словесное представ-ление

Прием словесно – ролевой игры

Игры в любимых героев

Инсценировка сказок, расска-зов

Развивающая предметно – пространственная в группе среда по развитию речи

«Рабочее» функциональной пространство – зона речевого развития :

образно – символические и нормативно – знаковые материалы, наглядные пособия- мир вещей и событий. Наборы карточек (животный мир, растительный мир, транспорт, про-фессии, схемы – таблицы. Разнообразные наборы букв, алфавитные таблицы – это мате-риалы, которые апробируются и исследуются ребенком, готовят его к освоению письмен-ной речи, дидактические игры.

«Спокойное» функциональное пространство

Библиотека (книжный уголок)

Хочу остановиться на обучении детей рассказыванию.

Рассказ – это составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.

Рассказы могут быть описательными и сюжетными

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.

В начале описательного рассказа называется предмет, затем характерные признаки, дей-ствия с ним.

Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последо-вательности с каким – либо героем.

Цель обучения рассказыванию :

Научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни

Описывать растения, животных, игрушки, посуду, предметы одежды, времена года

Учить составлять описательные рассказы по картинам

Приёмы обучения рассказыванию

Образец рассказа – это краткое, живое описание какого – либо предмета или события, доступное детям по содержанию и форме.

Применяется образец в случае постановки нового задания, чтобы помочь не умеющему ребенку рассказать.

Частичный образец – применяется в процессе закрепления умения рассказывать.

Коллективное составление рассказа – в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, по-степенно формируется их воображение.

Составление рассказа по частям – благодаря такому приёму содержание такого рассказа становится полнее и глубже, много детей можно вовлечь в данный процесс.

По частям описываются картины, где легко выделить какие – либо объекты и не разру-шать при этом общего замысла.

Итак, приёмы обучения рассказыванию достаточно разнообразны и вследствие их комплексного применения ребенок постепенно и с успехом обучается рассказыванию.

Публикации по теме:

Формирование познавательно-речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью в группах кратковременного пребывания Наши воспитанники – это дети, которые не выдерживают полный режим пребывания в основных группах из-за быстрой истощаемости нервной системы,.

Конспект занятия «Обучение рассказыванию. Весна» Цели: продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; образовывать уменьшительно-ласкательную.

Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Конспект занятия по развитию речи. Словарная работа. Обучение рассказыванию. «Овощи» Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Консультация для воспитателей «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов» — ранний возраст Консультация по теме: «Развитие психических процессов через формирование сенсорных навыков и эталонов». Подготовила Воспитатель детского.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

Обучение рассказыванию по картине детей дошкольного возраста Понятие педагогической технологии - это построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной.

Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средней группы через игру Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становление личности. В дошкольные годы ребёнок приобретает первоначальные знания.

Развитие социально — нравственных навыков через центр сюжетно — ролевых и режиссерских игр Цель: Развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Создавать условия для проведения активности, самостоятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 17:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речевых навыков детей при обучении рассказыванию»» (включая файлы) размещена пользователем Катасонова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД