Наталья Рогожина
Технология «Нумикон» как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР
В теории и практике коррекционного образования много внимания уделяется развитию элементарных математических представлений, а именно знакомству с сенсорными эталонами, знакомству с количеством и счётом, понятиями "больше", "меньше", "равно". Однако недостаточно освещён вопрос использования новых образовательных технологий в практике коррекционного образования, который очень важен с точки зрения подготовки детей к школе.
Технология "Нумикон" - это мультисенсорная математическая программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 90-е годы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нумикон создавался с учётом особенности восприятия дошкольников с нарушениями зрения, способности обучаться на практике. В этой технологии числа от 1 до 10 представлены твердыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся более доступными для зрительного и тактильного восприятия. Структурированные объекты воспринимаются человеческим мозгом гораздо лучше, чем расположенные хаотично. С помощью форм Нумикона можно наглядно показать основное свойство натуральных чисел: каждое следующее число на 1 больше, чем предыдущее, видна разница между чётными и нечётными числами.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития я использую технологию «Нумикон» для развития пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги, подбирать детали по форме и величине, для знакомства с чётными и нечётными числами, составом числа, для обучения сравнению чисел, сложению и вычитанию, удвоению и делению пополам.
Свою работу я строю в три этапа: начальный, основной и заключительный. При подборе индивидуальной образовательной траектории воспитанника, я ориентируюсь прежде всего на индивидуальные образовательные потребности конкретного ребёнка.
На начальном этапе работы с технологией «Нумикон» я предлагаю ребёнку составить картинку из деталей по образцу на карточке. Это подводящее упражнение позволяет развивать умение ориентироваться на листе бумаги, подбирать нужную деталь по форме и цвету, выкладывать детали в нужном порядке, следить за целостностью получившейся картинки. Затем задание немного усложняю, предлагая собрать картинку, ориентируясь на монохромную карточку – образец. Здесь ребёнку приходится подбирать детали только по форме. Когда это задание хорошо усвоено ребёнком, предлагаю посчитать количество отверстий в каждой детали. И мы переходим к следующему этапу, основному.
На основном этапе, позволив ребенку убедиться в том, что каждая деталь имеет свой размер и форму, плавно подвожу детей к изучению состава числа, обращая внимание на то что, количество отверстий в одинаковых деталях совпадает, но при этом и в разных по форме и цвету деталях может быть равное количество отверстий.
В продолжение знакомства с составом числа предлагаю выложить ряд с заданным количеством отверстий, используя при этом различные детали. Такое упражнение способствует развитию творческого воображения, умения ориентироваться на плоскости.
С помощью деталей «Нумикона» я закрепляю у воспитанников навык количественного и порядкового счета в прямом и обратном направлении. Так же используя указанные детали, обучаю детей сравнению методом приложения, наложения. Таким образом вводятся такие понятия, как «больше», «меньше», «поровну». Затем усложняю это задание, предлагая ответить на вопрос «на сколько больше?», «на сколько меньше?». А затем и подобрать деталь с количеством отверстий, большим или меньшим на заданное количество.
Чтобы закрепить навык счета, предлагаю составить картинку из заданного числа отверстий и назвать эту картинку. Такое задание помимо закрепления навыков счёта способствует развитию у дошкольников творческого воображения.
На заключительном этапе использования технологии «Нумикон» я знакомлю детей с простейшими математическими операциями: сложением и вычитанием, удвоением и делением пополам. При обучении сложению предлагаю составить две детали и сосчитать получившееся количество отверстий, предварительно сосчитав количество отверстий в каждой детали. При обучении вычитанию предлагаю сосчитать количество отверстий в комбинации деталей, а затем убрав одну из деталей, предлагаю сосчитать количество отверстий в оставшейся. При делении пополам предлагаю положить счётную палочку на детали «Нумикона» таким образом, чтобы количество отверстий по обе стороны от палочки оказалось равным. Обращаю внимание ребёнка на то, что существуют разные способы правильно расположить палочку. При обучении удвоению количества предлагаю пересчитать отверстия на заданной детали и подобрать другие детали, таким образом, чтобы количество отверстий прибавилось ровно на столько же. Обращаю внимание ребёнка на то, что вариантов подбора может быть несколько, и при удвоении необязательно использовать вторую такую же деталь.
В конце каждого учебного года я традиционно провожу мониторинг познавательной деятельности детей. И пришла к выводу, что использование технологии «Нумикон» положительным образом влияет на динамику познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Нельзя не заметить, что проводимая работа оказывает положительное влияние на развитие мыслительных и творческих способностей, а также на общий уровень развития познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Что позволяет сделать выводы о целесообразности и необходимости продолжения проводимой работы.
Литература
1. Кац Е. Нумикон. Игры и задания с деталями знаменитого конструктора, М: 2023.
2. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Использование Нумикона на занятиях группы подготовки к школе, М: 2011
3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой, М: 2011
4. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон», М: 2010