Приложение МААМ

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре (7 фото)

Марина Браткова
Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ

В дошкольном возрасте закладываются основы физического, психического и личностного развития ребенка. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Решением данной проблемы могут стать интегрированные занятия физической культурой с использованием игровых приемов математического содержания, поскольку интеграция двигательной и познавательной деятельности в форме физкультурных занятий выгодно отличается от других видов занятий, когда интеллектуальная деятельность протекает на фоне угнетения моторики. Существенной особенностью такой формы занятий является значительное увеличение времени на решение двигательных и интеллектуальных задач без дополнительно организованных форм занятий и, следовательно, без превышения общих затрат времени на освоение учебной программы.

Публикация «Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре» размещена в разделах

Для того чтобы данные интегрированные занятия оказались эффективными, при их проведении необходимо соблюдать следующие условия:

1. Создание мотивации закрепления и использования математических знаний на практике у дошкольников.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (спокойный и доброжелательный тон речи педагога, обеспечение успешности для каждого ребенка).

3. Смена и чередование видов деятельности с учётом быстрой утомляемости детей.

4. Развивающий характер заданий.

5. Индивидуальный подход с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка.

Подготовка к проведению интегрированных физкультурных занятий с игровыми приемами математического содержания строится следующим образом:

• обсуждение с воспитателем группы раздела математики, который изучен на занятии и нуждается в закреплении;

• подбор игровых приемов, способствующих закреплению знаний, полученных на занятии ФЭМП.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры с геометрическими фигурами;

3. Игры на ориентирование в пространстве;

4. Игры на ориентирование во времени;

5. Игры на логическое мышление.

И все эти дидактические игры можно использовать на физкультурных занятиях. Ведь на каждом занятии по физкультуре дети сталкиваются с математикой, не подозревая, что она рядом. Поэтому задача педагога – показать на практике сочетание физкультуры и математики. Предлагая ребятам выполнить различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и обращать внимание детей на разные математические отношения, чтобы они увидели математику в движении вокруг себя.

Использовать приемы и задания математического содержания можно во всех частях занятия по физкультуре: в вводной при построении, перестроении, ходьбе и беге, в основной части – при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений, в подвижных играх и эстафетах.

Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток и т. д.

В вводной части занятия дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях и перестроениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, упражнения часто выполняются под счет; маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д.

При проведении вводной части занятий можно использовать следующие задания:

1. Прямые руки вверх – 10 шагов на носках (хором считаем,

2. Руки в замок за голову–10 шагов на пятках (хором считаем,

3. Руки на пояс – 10 шагов с высоким подниманием колена (хором считаем,

4. Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз,

5. Подпрыгнуть на одной ноге на два раза меньше, чем дней в неделе,

6. Перепрыгнуть через шесть кубиков,

7. Упражнения в кругу: 5 шагов вперед, еще 2 шага вперед. Вопрос: сколько всего шагов вперед было выполнено? (ответ детей - 7) и т. д.

В основной части занятий можно провести с детьми дидактические игры на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового, игры на знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения правильно пользоваться словесными обозначениями, способствующими развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти, а также игры на развитие логического мышления.

Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом.

Предлагаю вашему вниманию серию игр, в которых сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу, будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития дошкольников.

Игра-задание «Бросай и считай!»

Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений и глазомер.

Дети подбрасывают мяч вверх двумя руками, выполняя общеразвивающие упражнения с малым мячом, и считают, сколько раз они поймали мяч.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре

Подвижная игра «Ловишка с мячом»

Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений, ловкость и глазомер.

Ход игры: дети передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову.

Раз, два, три–

Мяч скорей возьми.

Четыре, пять, шесть–

Вот он здесь.

На ком мяч остановился, выходит в центр и говорит следующие слова: Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки! После чего дети разбегаются, а ловишка кидает мяч, стараясь им попасть в ребят.

Игра «Ты катись веселый мячик»

Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений при выполнении прыжков и передаче мяча.

Ход игры: дети быстро передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам.

На ком мяч остановится, тот прыгает с мячом указанное количество раз на одной (двух) ногах, а дети в кругу хором считают, сколько раз он прыгал.

Фото №1 ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

Игра-задание «Сделай круг»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, упражнять в счете.

Ход игры: под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки педагог называет цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т. д., встав в кружок. Педагог спрашивает у детей: «Сколько двоек, троек, четверок, пятерок получилось?»

Подвижная игра «Третий лишний»

В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».

Игра-эстафета «Цифры»

Случай странный!

Случай редкий!

Цифры в ссоре!

Вот те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Цифры нужно помирить

По порядку разложить

Цифру ты переверни

От меньшей к большей разложи.

Напротив каждой команды в обруче лежат цифры от 0 до 10 «вразнобой», цель разложить цифры по увеличению.

Фото №2 Конспекты занятий по ФЭМП МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА

Подвижная игра под музыку «Геометрические фигуры»

Цель: Закрепление понятий круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.

На полу находятся геометрические фигуры разного цвета (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)

Оговаривается, что одна команда красного цвета, другая – зеленого. По ковру беспорядочно раскладываются фигуры.

Под музыку дети бегают подскоками по залу между фигурами. Педагог через некоторое время выключает музыку и громко произносит название одной из фигур, например, «квадрат». Дети должны собраться вокруг квадрата своего цвета. Далее музыка включается, дети продолжают движение. Затем музыка выключается, произносится название другой фигуры и т. д.

Фото №3 Занятия по физкультуре

Игры на ориентацию в пространстве

Напротив каждой команды лежит прямоугольный мат. Нужно по очереди положить кубик:

- в правый верхний угол;

- в левый нижний угол;

- справа посередине;

- вверху посередине;

- в правый нижний угол;

- внизу посередине;

- в левый верхний угол;

- слева посередине;

- в середину.

Фото №4 Конспекты занятий ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ В дошкольном возрасте закладываются основы физического психического и личностного развития ребенка

Эстафета с гимнастическими палками «Сложи домик» в виде геометрической фигуры

По команде ведущего первые участники бегут, прыгают по круглым модулям, кладут одну палку для составления заданной фигуры, возвращаются по прямой, передают эстафету следующему участнику, становятся в конец колонны, следующий участник бежит вперед и выкладывает следующую палку и т. д., пока не сложат домик. Побеждает команда, первая закончившая соревнование и правильно сложившая фигуру.

Фото №5 Именно в этом возрасте важно сформировать у детей навыки здорового образа жизни потребность в систематических занятиях физической культурой

Игра-задание «Успей за минуту»

По сигналу свистка, вы переворачиваете часы и постарайтесь сосчитать количество раз выполнения задания.

1 группа – отбивание мяча об пол;

2 группа – поднимание туловища из положения лежа на спине;

3 группа – подбрасывание мяча и ловля его двумя руками.

4 группа – прыжки через веревочку;

Инструктор: – Стоп! Сколько раз вы успели выполнить задание за 1 минуту?

(ответы детей)

Фото №6 В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра «Хвостики»

Ведущий-ребенок выдергивает у убегающих детей заправленные за пояс веревочки-«хвостики». После сигнала «Стоп!» производится подсчет «хвостиков».

Вместе с играми я использую считалки, в которых есть порядковый или количественный счет, например:

«Раз, два, три, четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили»

«Десять, девять, восемь, семь,

Дед Мороз устал совсем!

Шесть, пять, четыре, три,

Нас на помощь позови!

Выбирай, кто не прочь

Будет дедушке помочь.

Два, один, ты – води!»

Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.

Учитывая все изложенное выше можно сделать вывод о том, что интеграция способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокие результаты, а переход от одного вида деятельности на другой вовлекает детей в активный процесс, позволяющий качественно решать основные задачи: воспитание, развитие и образование.

Литература:

1. Подвижные тематические игры и упражнения для дошкольников / Т. В. Лисина, Г. В. Морозова – М. : ТЦ Сфера, 2014.

2. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты / Е. К. Воронова. – Волгоград: Учитель 2012.

3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Леушина А. М. - М. : Просвещение, 1984.

4. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста / М. П. Перова. – М. : Просвещение, 1996.

5. Математика в движении / Финогенова Н. В. - Волгоград, Учитель, 1998.

6. Коновалов И. Е., Гамирова Э. И. Интеграции физического воспитания и элементарных математических представлений в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения / Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-2.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по физкультуре и ФЭМП «Как гномики цифры учили» с использованием игрового стретчинга в средней группеИнтегрированное занятие по физкультуре и ФЭМП «Как гномики цифры учили» с использованием игрового стретчинга в средней группе Цель: использование игрового стретчинга на занятиях по физической культуре в средней группе Физическое развитие: Обучать детей различным.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Мноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представленийМноофункциональное пособие из фетра «Ежик» для формирования элементарных математических представлений Вот такой ежик из фетра не только развивает мелкую моторику у воспитанников, но с его помощью можно освоить элементарные математические.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Развивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представленийРазвивающая игра из фетра «Собираем урожай» для формирования элементарных математических представлений Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 12:06
+217Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Марина Браткова (УИ 1251143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД