Ирина Маяцкая
Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников».
Тактильные ощущения - одна из форм общения детей с окружающим миром. Руки, пальцы, ладошки - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Это связано с тем, что всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика и логика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.
Часто, в работе по развитию тактильных ощущений используют так называемые игры «на ощупь».
Мной был разработан и изготовлен комплект тактильных дидактических игр для дошкольников. Я использую их для закрепления у детей знаний, полученных в ходе образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.
Каждая игра состоит из «чехла» с карманами и набора карточек. Количество карманов и карточек зависит от цели игры. Чехол изготовлен из плотной, непрозрачной ткани.
Младший дошкольный возраст :
1. «Один – много».
Цель: закрепление понятий «один-много».
Состав игры:
- чехол с двумя карманами;
- 2 карточки на одной из которых пришита 1 пуговица, а на другой несколько.
Условия игры: угадать на ощупь где 1 предмет, а где много.
2. «Большой – маленький»
Цель: закрепление понятий «большой-маленький».
Состав игры:
- чехол с двумя карманами;
- 2 карточки на одной из которых пришита маленькая пуговица, а на другой большая.
Условия игры: угадать на ощупь где большой предмет, а где маленький.
Когда дети смогут легко ориентироваться в двух величинах, можно ввести в игру еще одну.
3. «Большой – поменьше – самый маленький» («Маленький-побольше-самый большой»).
Цель: закрепление у детей умения ориентироваться в 3-х разных величинах, обогащать активный словарь детей такими выражениями как: «большой – поменьше – самый маленький», «маленький-побольше-самый большой».
Состав игры:
- чехол с тремя карманами;
- 3 карточки, на которых пришиты пуговицы 3-х разных величин.
Условия игры: угадать на ощупь и назвать величины.
Средний и старший дошкольный возраст :
4. «Угадай геометрическую фигуру»
Цель: закрепление у детей умения узнавать и называть геометрические фигуры.
Состав игры:
- чехол с пятью карманами;
- 5 карточек, на которых «изображены» геометрические фигуры. Контуры фигур выложены самоклеящимися стразами.
Условия игры: угадать на ощупь и назвать геометрическую фигуру.
5. «Сосчитай на ощупь»
Цель: закрепление у детей умения сосчитать и назвать количество предметов (страз) расположенных на карточке.
Состав игры:
- чехол с пятью карманами;
- 5 карточек с расположенным на них различным количеством (от 1 до 5) страз.
Условия игры: сосчитать на ощупь и назвать количество страз на каждой карточке. Карточки в карманах можно располагать в произвольном порядке. Поэтому, после того, как ребенок справится со счетом, можно попросить его расположить карточки по порядку - от самого маленького до самого большого числа, а так же в обратном порядке.
«Угадай и назови где находится».
Цель: закреплять умение правильно определять и называть расположение предмета на карточке. Обогащать активный словарь детей такими выражениями как: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу», «в центре карточки» и т. д..
Состав игры:
- чехол с пятью карманами;
- 5 карточек с расположенными на них стразами.
Условия игры: угадать на ощупь на ощупь и назвать место расположения стразы на карточке.