Екатерина Ваганова
Технологическая карта занятия по развитию речи «Чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб»»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Технологическая карта занятия по развитию речи на
тему: «чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб»»
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Исполнитель:
Ваганова Екатерина Григорьевна,
студентка 41 ДО группы
Специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Руководитель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Ярославцева И. И.
преподаватель
Камышлов, 2022 г.
Студентка: Ваганова Е. Г. 41 ДО
Образовательная область: речевое развитие
Тема занятия : чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Форма занятия : фронтальная
Цель: ознакомление с художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес»; формирование умений анализировать персонажей литературного произведения; давать характеристику героям сказки; раскрыть смысл названия произведения; систематизировать знания о дарах леса.
Цель ребё нка: прослушать литературное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес», отвечать на вопросы по содержанию, дать краткую характеристику герою сказки, вспомнить о дарах леса.
Задачи:
Образовательная: ознакомить с художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес»; охарактеризовать литературных героев сказки.
Развивающая : способствовать развитию умений анализировать произведение в целом; отвечать на вопросы полным ответом; способствовать развитию связной диалогической речи; развивать умение различать жанровые особенности произведения.
Воспитательная: формировать умение учувствовать в диалоге, не перебивая друг друга.
Дидактическая задача: создать условия для ознакомления художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес», дать характеристику героям сказки; отвечать на вопросы по содержанию.
Игровая задача: принять участие в дидактической ИКТ игре «Определи последовательность рассказа по картинкам», набрать наибольшее количество баллов, стать победителем.
Словарная работа: трофеи, обомлела, смолка, копуля.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная панель, документ – камера, хрестоматия, листы бумаги, цветные карандаши
Планируемый результат: ознакомлены с художественным литературным произведением Михайловича Пришвина «Лисичкин лес»; дана характеристика литературным героям сказки. Развиты умения анализировать произведение в целом; дали ответы на вопросы полным ответом; способствовали развитию связной диалогической речи; развиты умения различать жанровые особенности произведения. Сформировано умение учувствовать в диалоге, не перебивая друг друга.
Подготовительная работа: разработка дидактической ИКТ игры: «Определи последовательность рассказа по картинкам», подбор наглядного и подготовка раздаточного материала
КУМО: ФГОС ДО; ОПОП «От рождения до школы»
Ход занятия
Этап/продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая
деятельность детей Методы, формы, приемы Планируемый
результат
Организационно–мотивационный этап
1 минута Создать эмоциональный настрой, мотивировать детей на предстоящую деятельность Воспитатель:
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Воспитатель: Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки высоченны – до небес! Называют его.
(Лес)
Воспитатель: Вы знаете, что в лесу каких только чудес не бывает. Вот вчера Старичок-Лесовичок оставил такую чудесную книгу. Я ее для вас принесла. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на картинке? Кто на ней изображен? Сегодня мы прочитаем один рассказ, называется он «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе (портрет М. Пришвина)
Дети отвечают на загадку. Слушают педагога, отвечают на вопросы. Привлечение внимания, внутренняя мотивация и деятельность
Форма: фронтальная.
Словесный: художественное слово, наводящие вопросы Создан эмоциональный настрой, Дети замотивированы на предстоящую деятельность
Этап постановки проблемы
Постановка проблемы в доступной для детей форме Воспитатель: - И сегодня мы познакомимся с произведением М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
(Показать картинку художника Геннадия Соколова)
В ходе рассказа нам встретятся незнакомые слова, как вы их понимаете:
копуля – это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.
трофеи — добыча охотника или рыболова (обычно это чучело или голова животного)
смолка – это значит, смола
Воспитатель: - Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Давайте послушаем его и нам все станет ясно. Смотрят на картинку, прорабатывают в месте с педагогом незнакомые слова. Внимательно слушают рассказ. Расширение кругозора детей Словесные,
наглядный Дети принимают проблемную ситуацию, готовы к ее разрешению
Основной этап
Этап ознакомления с материалом Ознакомить детей с материалом и задать направление к предстоящей работе Воспитатель: - И так, сейчас сядем правильно, спинки прямые, слушаем внимательно, чтобы потом охарактеризовать героев, и ответить на вопросы.
(Читает произведение)
Воспитатель: — Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей — что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и чёрных. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба : со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу.
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала, и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Воспитатель беседует с детьми по вопросам:
Понравился вам рассказ? Какие грибы и ягоды принёс охотник Зиночке?
Какие названия трав вы запомнили? Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю? А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?
- Ребята, охотник наверняка каждый день делает зарядку, давайте и мы с вами сделаем зарядку:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз — два
Заниматься нам пора!
Воспитатель: -Давайте встанем напротив доски Слушают рассказ. Любознательность и активность Словесный: чтение. Ознакомлены с материалом, направлены на предстоящую работу
Этап практического решения проблемы
Создать положительную обстановку для выполнения предложенных заданий Воспитатель: - У меня для вас есть интересная игра.
Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской?
Воспитатель: - Верно, нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны.
Дидактическая игра на ИКТ «Определи последовательность басни по картинкам».
Воспитатель: - Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: - Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво
- Сейчас давайте вспомним, как удивилась Зина гостинцу. А чтобы вспомнить давайте еще раз прочитаем рассказ. Сядем правильно, спины ровные, слушаем внимательно, чтобы ответить на вопрос
Повторное и выборочное чтение произведения :
А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья…
— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала, и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
-Итак, как удивилась Зина? Верно, она спросила, откуда в лесу мог взяться хлеб
-Ребята, в детстве мама мне читала книги, и я знала, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым.
-Послушайте предложение и попробуйте закончить его. Не забывайте, что сидим мы красиво.
Осторожно попробовала, и начала есть: Хороший лисичкин хлеб!
Молодцы, пробуем дальше: Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
Воспитатель: -Правильно, вы внимательно слушали рассказ и закончили предложения. Слушают педагога
Ответы детей: не смотреть на луч проектора, работать только сухими руками и маркером, у доски стоять нужно справой стороны
Играют в дидактическую ИКТ игру: «Определи последовательность басни по картинкам» на интерактивной доске.
Вместе с педагогом делают гимнастику для глаз, после работы с интерактивной доской.
Дети присаживаются на стульчики, слушают педагога. Сидят правильно, спины ровные и готовятся слушать рассказ. Слушают рассказ. Отвечают на вопрос
Беседа, повторение, объяснение, исследовательский, гимнастика для глаз, повторное и выборочное чтение, наводящие вопросы, высказывание своего отношения, похвала Создана положительная обстановка, выполнены предложенные задания
Заключительный этап
Подвести итоги занятия Воспитатель : - Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб). А почему писатель именно так назвал свой рассказ?
А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М. М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я прочитаю вам новый рассказ. Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Сейчас нарисуйте на листе бумаги персонажа, который понравился вам больше всех. А потом вы сможете показать его дома родителям и рассказать этот рассказ Слушают педагога. Отвечают на вопросы, восстанавливают последовательность рассказа. Приступают к рисованию персонажа, который понравился им больше всех
Словесные, наводящие вопросы, похвала Подведен итог занятия
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Самоанализ занятия по развитию речи «чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина
«Лисичкин хлеб»»
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Исполнитель:
Ваганова Екатерина Григорьевна
Студенка 41 ДО группы преподаватель: Ярославцева И. И.
Камышлов, 2022 год
Данное занятие разработано и запланировано к реализации в рамках производственной практики студенткой ГАПОУ Камышловский педагогический колледж 41 ДО группы заочного отделения Вагановой Е. Г.
Проведение занятия по речевому развитию на тему «Чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб»» запланировано в подготовительной к школе группе в первой половине дня в рамках непосредственной образовательной деятельности.
Занятие соответствует нормативно-правовой документации (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, КООП «От рождения до школы», рабочей программы воспитателя, календарному планированию)
У детей сформированы навыки учебной деятельности. Они легко идут со мной на контакт. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Тема занятия «Чтение произведения Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин хлеб»»
Занятие сочетает в себе образовательные области: развитие речи, социализацию. Разрабатывая данный конспект занятия, я, прежде всего, учитывала возрастные, индивидуальные особенности детей подготовительной группы.
Цель: ознакомление с художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес»; формирование умений анализировать персонажей литературного произведения; давать характеристику героям сказки; раскрыть смысл названия произведения; систематизировать знания о дарах леса.
Цель ребё нка: прослушать литературное произведение Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес», отвечать на вопросы по содержанию, дать краткую характеристику герою сказки, вспомнить о дарах леса.
Мною были поставлены следующие задачи:
Образовательная: ознакомить с художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес»; охарактеризовать литературных героев сказки.
Развивающая : способствовать развитию умений анализировать произведение в целом; отвечать на вопросы полным ответом; способствовать развитию связной диалогической речи; развивать умение различать жанровые особенности произведения.
Воспитательная: формировать умение учувствовать в диалоге, не перебивая друг друга.
Дидактическая задача: создать условия для ознакомления художественным литературным произведением Михаила Михайловича Пришвина «Лисичкин лес», дать характеристику героям сказки; отвечать на вопросы по содержанию.
Игровая задача: принять участие в дидактической ИКТ игре «Определи последовательность рассказа по картинкам», набрать наибольшее количество баллов, стать победителем.
В занятие внесла мотивацию сюрпризного момента: книга, оставленная Старичком-Лесовичком. Прочтение строила, как игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
Не допускала переутомления детей за счё т чередования видов детской деятельности: беседа, стоя на ковре, физкультминутка, продуктивная деятельность за столами, музыкальное сопровождение занятия. Во время занятия отрабатывала навыки поведения детей: умение выслушивать ответы других, не выкрикивать с места и не перебивать друг друга. Использовала форму работы с подгруппой, а также индивидуально-дифференцированный подход, в процессе которого можно было видеть уровень усвоения материала каждым ребенком, и умение работать коллективно, уметь замечать ошибки других.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Предложенные задания давала в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные методы: словесные, наглядные методы, дидактический раздаточный материал, электронная презентация, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Метод контроля и стимулирования применяла в виде одобрения и похвалы. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочу отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию, детей нерешительных и стеснительных.
Длительность занятия 30 мин, что соответствует нормам СанПиНа. Анализируя проведённое занятие, могу сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Дети порадовали меня тем, что их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части.