Валентина Кочергина
Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации исследовательской деятельности
с детьми подготовительной группы
Образовательная область: «Познание»
Раздел: «Ознакомление с окружающим миром, экология»
Тема: «Ткани»
Задачи: 1. Расширить представления детей о значении тканей в жизни человека, о видах и свойствах некоторых тканей.
Публикация «Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему „Ткани“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
2. Поощрять выдвижение гипотез, умение сравнивать, делать выводы.
3. Учить соотносить поверхность ткани с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
4. Обогащать словарный запас словами: фланель, шелк, шерсть, вельвет, непромокаемая.
5. Развивать творческое воображение, чувство осязания, мелкую моторику пальцев, умение «видеть руками».
6. Воспитывать навыки поведения в коллективе – договариваться друг с другом для решения общей задачи, аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
Рассматривание картин «Уборка хлопка», «Лен»; исследование фактуры тканей; классификация одежды на зимнюю, летнюю, осенне-весеннюю.
Билингвальный компонент: платье –кйлек, рубашка -жейде, брюки - шалбар, шуба - тон, куртка - куртке, юбка - белдемше, шляпа -калпак, шапочка -лашын.
Размещение пособий:
1. На шкафах наклеить картины (хлопковое поле, лен, ткани).
2. На центральном столе разложить кусочки одинаковых тканей, в центре на разносе попарно, третья группа тканей лежит в стороне.
3. Повязка (косынка) на глаза.
4. На домике наклеить картинки одежды : зимняя, летняя и т. д.
5. Картонки с тканью разложены в ряд на домике, силуэты на полочке (силуэт плаща и болони на картине отдельно).
6. Опыт:
-на индивидуальных столиках : лоскутки, пузырьки, салфетки.
-у воспитателя лоскуток, салфетка.
-болоневая ткань у двоих детей.
7. Тактильные мешочки на индивидуальных столиках.
8. Тактильные дощечки, наклеенные тканью в коробке на тумбочке. Картина «Зима в
лесу».
9. Указка.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап.
Сообщение темы занятия. Скороговорка
Дети, сегодня мы с вами будем исследователями. А вот что мы будем исследовать, догадайтесь сами. Вспомним скороговорку: «Ткет ткач…» (ткани на платье Тани)
(проговариваем 1раз, четкость, выразительность речи)
Беседа
Итак, объект нашего исследования – ткани. А помогать нам будут наши пальчики и глаза.
-Вы уже знаете, откуда пришли некоторые ткани? (С поля, их получают из растений льна и хлопка.)
Картина 1.
-Что вырастили на этом поле? (Хлопок. Он растет у нас в Казахстане на юге, там, где очень тепло, так как хлопок – теплолюбивое растение.)
Картина 2.
А лен растет на полях России, эта страна является нашим соседом.
Картина 3.
Из хлопка и льна получают нити, а из нитей на специальных машинах ткут ткани.
Картина 4.
Зачем человек нужны ткани? (Шить одежду, красивые шторы, портьеры на окна, обшивать мягкую мебель.)
Чтобы сшить одежду мы с вами исследуем некоторые виды тканей.
Подойдите к столу.
Организационно-поисковый этап
3. Дидактическое упражнение «Найди свою пару».
На столе разложены кусочки одинаковых попарно тканей. Пары отличаются по фактуре и цвету.
-Предложить детям взять по одинаковому кусочку ткани, рассмотреть ее, ощупать (исследовать, вместе с воспитателем определить ткань. (Это атлас – тонкая гладкая ткань голубого цвета; фланель – мягкая, тонкая, ласковая ткань желтого цвета; мех – тонкий, прозрачный, воздушный, розового цвета и т. д.)
-Воспитатель завязывает ребенку глаза и он на ощупь находит (среди других видов тканей) парный кусочек, называет ткань.
-Группе детей (3-4 ребенка) предложить закрыть глаза и найти свою пару. Дети с левой стороны стола исследуют свои ткани, находят пару, затем дети с правой стороны стола.
Сделаем вывод:
-На ощупь ткани какие? (Толстые, тонкие, прозрачные гладкие, пушистые, ребристые, жесткие, воздушные, мягкие.)
-У каждой ткани есть название : шерсть, ситец, мех, шелк, фланель, вельвет, велюр.
-Убираем ткани в коробочку.
4. Дидактическаяигра «Ателье»
Ткани мы определили, теперь можно заняться одеждой. Какие виды одежды вы знаете? (Зимняя, летняя, осеннее-весенняя одежда.)
(показать картинки)
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Ателье». Кто работает в ателье? (Швеи, портные, которые из тканей шьют одежду.)
Назовем силуэты одежды (показ) : это платье (кйлек). Чей наряд напоминает вам силуэт этого платья?
-Подберите по одному силуэту и сделайте заказ. Например: «-Сшейте мне, пожалуйста, рубашку для осени из теплой пушистой фланели, платье на лето, шубу на зиму.»
Выводы: Мне очень понравились ваши заказы, и самое главное, вы не ошиблись в выборе ткани. Значит, ваша одежда будет соответствовать времени года.
5. Опыты.
-У меня остался еще один силуэт. Что это? Когда его одевают? (Это плащ-дождевик. Мы укрываемся им от дождя, когда нет зонта.)
-Я затрудняюсь, какая ткань больше подойдет для дождевика?
-Как узнать, какая из данных тканей промокает, а какая непромокаемая? (Возможно, дети скажут намочить ткань, подержать ее под струей воды и т. д.)
Ставим цель: проверить свойство ткани и выбрать непромокаемую.
Обсуждаем способ проверки: необходимо взять ткань, положить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду.
1опыт. (проводит воспитатель)
-Посмотрите, что произошло с тканью, что вы видите на салфетке? (Она промокла.)
Можно ли из этой ткани сшить дождевик? (Нет.)
-Дети, проверьте свои ткани. У кого из вас ткань непромокаемая? (У детей на столах по два вида ткани, проводят опыт.)
Вывод: выявили самую непромокаемую ткань, Нужно сшить дождевик из болоньи – она не промокает, с нее вода стекает.
Итак, из какой ткани шьют дождевики и зонты? (Из болоньи.) Почему? Подставим к силуэту дождевика болоньевую ткань.
6. Пальчиковая гимнастика «Тактильные мешочки».
-А сейчас через ткань мы будем исследовать некоторые предметы, которые я зашила в эти разноцветные мешочки.
(Перед детьми два десятка мешочков одинаковых по размеру, но разных по цвету.
В каждом мешочке зашиты разнообразные предметы круглой, овальной, квадратной форм. На ощупь дети определяют, какие предметы находятся в мешочках, считают их количество. Например: «У меня в мешочке 4 предмета – 2 шарика, один круг и один треугольник».)
7. Дидактическое упражнение с тактильными дощечками.
(Перед детьми картина «Зима в лесу»)
-Вам знакома эта картина?
-Пофантазируем и при помощи данных кусочков ткани изобразим содержание картины «Зима в лесу».
-Какие деревья на картине?
-Расскажем и изобразим животных.
-Расскажем о птицах и изобразим их.
-Опишем день.
Дети рассказывают:
Белоствольная береза. Красная рябина.
В кустах притаился старый лис.
Сидит, дрожит зайчик – попрыгайчик.
Белка прыгает с ветки на ветку.
Бежит лось.
Красногрудые снегири сидят на кустах.
Высоко на березах сидят клесты.
Сорока-белобока.
Голубое небо. Яркое солнышко.
(Подбирают дощечку с тканью соответствующую содержанию (признакам) объектов картины, выкладывают их на столе, делают повторное описание картины).
Рефлексивно-корригирующий этап
8. Итог занятия.
-Вам нравится наш зимний лес?
-А что еще вам понравилось на занятии?
Ожидаемый результат:
Уметь: обследовать заданные объекты («видеть руками», самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Иметь: представление о мире тканей.
Знать: о жизни зимнего леса.