Вера Надырова
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Русская народная сказка «Сивка-бурка»
▼ Скачать +Заказ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Возрастная группа: старшая
Учебно-методический комплект: программа А. А. Парамоновой, с. 137
Средства:
Наглядные: карточки-символы с изображениями героев сказки
литературные: стихотворение О чем-то скрипит половица…»
музыкальные: мелодия «В гостях у сказки»
мультимедийные: диафильм «Сивка-бурка»
Публикация «Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми „Русская народная сказка „Сивка-бурка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
оборудование: проектор, компьютер
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке «Сивка-бурка», чтение первых двух частей, рекомендации родителям по чтению русских народных сказок
Цель: создание условий для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки
Задачи:
Обучающие
1. Дать детям представление о происхождении русских народных сказок, некоторых жанровых особенностях: определенный зачин и окончание, трехкратный повтор событий; показать особенности образного языка русских народных сказок
Развивающие
1. Развивать умение воспроизводить содержание части сказки; работать в группе, осуществлять самооценку деятельности
Воспитательные
1. Воспитывать интерес, любовь к русским народным сказкам.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов
1. Мотивация к деятельности
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят и встают полукругом.
- Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
- В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они познакомились там со сказками.
- Ребенок читает стихотворение о сказке :
О чем-то скрипит половица
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица.
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
- Ребята, любите ли вы сказки? (Ответы детей)
Да, я знаю, вы слушаете их с наслаждением, а порой и сочиняете сами. Сегодня я вам хочу предложить отправиться в «сказочную гостиную», где я буду Сказочницей
- Встаньте в круг и закройте глаза
- Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В сказку мы хотим попасть. (кружатся вокруг себя, садятся на коврик с цветами и закрывают глаза) Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие: предлагает детям пожалеть зайца и повторить правила игры с песком. Эмоционально заинтересовывает детей. Задаёт вопросы Дети размещаются на ковре, выражают различные эмоции, слушают внимательно воспитателя, отвечают на вопросы
2. Актуализация опорных знаний, поиск, решение задачи, проблемы
Объяснение нового материала через проблемные вопросы, ситуации, полученные знания на прошлом занятии
- А вы знаете, откуда берутся сказки?
- Многие сказки мы знаем с самого раннего детства, их знали и наши и папы, бабушки и дедушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает сказки из поколения в поколение, как раньше говорили «из уст в уста». Такие сказки называются народными. Их сочинил народ.
- Какие сказки народные вы знаете? (Баба-Яга, Колобок, Три медведя, Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Репка)
- Какую сказку мы начали читать вчера с вами? Она тоже народная
Беседует с детьми по содержанию сказки :
- Почему конь стал помогать Иванушке?
- Как вы думаете, почему коня звали Сивка-бурка? Это трудный вопрос, послушайте слова из сказки про коня : «Одна шерстинка серебряная, а другая золотая», в старину светлых коней называли сивыми, а золотых – бурыми. Вот и получился Сивка-бурка
- Какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь?
Разыгрывается эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бурку. Выбирается пара детей. Иванушка свистит 3 раза в свисток и говорит сказочные слова : «Сивка- бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». Сивка прибегает из другого помещения.
- В это время воспитатель вместе с детьми выразительно произносит слова из сказки : «Конь бежит, земля дрожит».
Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми
- А сейчас мы посмотрим продолжение сказки. Слушаем и смотрим внимательно, после просмотра я буду задавать вопросы
Физминутка
Игра «Сказочный светофор»
-Ребята из скольких частей состояла сказка?
- Сейчас мы поиграем в игру «Сказочный светофор». Красный свет-это начало сказки, желтый- середина сказки, а зеленый-окончание сказки
- Сейчас я буду читать отрывки из сказки, а ваша задача догадаться из какой части этот отрывок, если из начала значит бежим к красному свет и т. д.
1) Жил-был старик… (красный)
2) И я там был, пиво, мед пил… (зеленый) и др.
3)
4)
5) Обобщает высказывания детей, поясняет их
Задает вопросы, стимулирует процесс мышления; создает условия для самостоятельного решения возникшей проблемы;
слушают, отвечают на вопросы; проявляют любознательность, задают вопросы; пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы
3. Закрепление - Понравилась вам сказка? Как она называлась?
- С каких слов начиналась сказка? А какими заканчивалась?
- Кто был в этой сказке? Герои сказки?
- Сколько раз повторялись важные события в сказке? Какие это события? (три сына, три ночи подряд ходили в поле братья, три раза нужно было свистнуть, три раза Иванушка ездил ко дворцу Елены Прекрасной)
Задает вопросы, стимулирует процесс мышления; создает условия для самостоятельного решения возникшей проблемы;
Отвечают на вопросы, проявляют интерес
4. Работа в группах -А сейчас я разделю вас на три группы
- Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который топтал да мял пшеницу
-Что произошло в первую ночь? А во вторую? На третью?
Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям; способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникшие проблемы; наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет возможность для сотрудничества с детьми; вовлекает в совместную деятельность, совместное планирование; способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение; советует, поддерживает.
Работают все вместе, проявляют заботу друг о друге; проявляют способность к критическому мышлению; делают самостоятельный выбор;
6. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу.
Прощание со сказочной страной.
Воспитатель вместе с детьми :
Раз-два-три-четыре-пять, (дети загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся-
В группу возвращаемся. (кружатся вокруг себя и встают полукругом)
- Ребята, понравилось ли вам путешествие?
- Кто доволен сегодня своей работой на занятии и кому понравилось путешествие в сказку, положите в корзинку красный цветок, а кому не понравилось путешествие и своя работа на занятии – синий цветок Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, самооценка детьми своего, собственной деятельности. Самооценка работы на занятии, показ настроения
7. Открытость - В свободное время от занятий, обыграйте эпизод из сказки, который больше всего понравился
Обсуждение с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками и др. Проявляют заинтересованность, соглашаются с воспитателем