Альбина Коноваленкова
Технологическая карта НОД в подготовительной к школе группе «Музей новогодней игрушки»
Технологическая карта
Цель: формирование празднично-игровой культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи:
Обучающие:
Актуализировать знания детей об истории появления и развития новогодней елочной игрушки.
Познакомить детей с новой профессией реставратор.
Совершенствовать умение детей в работе с изобразительными материалами, используя различные приёмы.
Развивающие:
Публикация «Технологическая карта НОД в подготовительной к школе группе „Музей новогодней игрушки“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные игрушки. Новогодние мини-музеи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Новый Год в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
Формировать у детей любознательность и интерес к новым впечатлениям и знаниям.
Развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус, творческие способности, чувство цвета, композиционные умения, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов мира.
Воспитывать чувство уважения к труду человека.
Словарная работа: Упражнять детей в подборе прилагательных к слову ёлка. Обогащать речь детей словами: папье-маше, пенопласт.
Предварительная работа: просмотр презентации «Фабрика ёлочных игрушек», «Разновидность музеев»; чтение художественной литературы на зимнюю и новогоднюю тему, рассматривание иллюстраций, открыток, елочных украшений, слушание новогодних песен; создание мини-музея новогодних игрушек; беседы о музеях и профессиях музейных работников; экскурсия в мини-музей «Русская изба» детского сада.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная
Технологии и методики : ИКТ технологии, социо-игровая технология.
Методы и приё мы:
• Игровые
• Наглядные (использование иллюстраций, слайдов).
• Словесные (напоминание, уточнение, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, оценка детской деятельности, создание воображаемой ситуации, художественное слово, поощрение и похвала).
• Практические: самостоятельная работа.
Целевые ориентиры: активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, проявляют любознательность, способны принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Оборудование и материалы: экран с мультимедиа, презентация, плоскостные картонные игрушки, шары из пенопласта, шишки, пайетки, цветная бумага, фоамиран, ножницы, клей, нитки, ёлочная мишура.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1. Мотивационно-побудительный Звучит тихая спокойная музыка. Вдруг слышится звук мотора и стук в дверь. Появляется Баба Яга с елкой и мешком.
-Ух, ух, ух! (Оглядывается.) У, веники-метёлки! Так и знала, не туды попала! Разве это метла? Тьфу! Вот раньше – это да. А здесь красивенько, уютненько, тепло. Фу-фу, русским духом пахнет! Ох, и куда ж это я попала?
-Ах, в детский сад. Детки – у-тю-тю. Вкусненькие! Сочненькие! Как раз мне надо было. Ой, и взрослые здесь? Красивенькие! Здрасьте, здрасьте!
-Вы не подскажете, чем здесь ребята на Новый год елку наряжают? Я бабка неграмотная, в школе не учимшись, видики не смотремши. Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются.
Ответы детей.
2. Актуализация.
-Ребята, а вы знаете, почему люди стали украшать елочку в Новый год, откуда пошла эта традиция? Как появились первые елочные украшения? Из чего их делали?
Традиция украшать елку появилась на праздник Рождество. Впервые появилась в стране Германия. В древности жители этой страны были уверены, что деревья в новогоднюю ночь могут расцветать и приносить плоды. Они считали, что в елках живут волшебники – духи леса. И чтобы их задобрить развешивали на ветвях елей орехи, фрукты, сладости. А в новогоднюю ночь елочку трясли и все, что с нее упало, раздавали детям. Долго простоять такая наряженная фруктами и сладостями елочка не могла.
И тогда люди стали придумывать новые способы изготовления елочных украшений (золотили еловые шишки, использовали бумагу, картон). Как вы думаете, а эти игрушки могли храниться до следующего нового года?
- И такие игрушки за год могли разбиться, помяться. И не сверкали и тогда люди придумали выдувать игрушки из стекла. Брали стеклянную трубочку, нагревали ее пламенем и выдували из стекла шарики. А затем стали выдувать фигурки людей и животных. Вот так появились первые стеклянные игрушки.
-Я вам предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию в музей елочной игрушки. Кто знает, что такое музей?
И так отравляемся! Располагайтесь поудобнее у экрана.
Слушают; узнают разновидности елочных украшений; узнают историю появления елочной игрушки, материалы изготовления. Рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.
Ответы детей.
Смотрят видеоролик «Музей новогодней игрушки»
3. Восприятие и усвоение нового (расширение имеющихся представлений) Давайте немного вспомним, какими игрушками украшали елку в древности и в старину?
Подвижная игра «Снег — метель - вьюга»
-В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
- А теперь вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.
По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
- Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.
Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. Смотрите записка для нас.
«Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами. С уважением, директор музея".
Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать об экспонатах нашего мини-музея.
Баба Яга находит среди экспонатов разбитую игрушку.
Дети перечисляют профессии работников музея.
Выполняют движения по команде педагога.
Дети повторяют правила поведения в музее.
Рассказы детей об экспонатах мини-музея.
Рассуждения детей, как снова сделать игрушку новой и красивой.
4. Практическая работа А сейчас я приглашаю вас в реставрационную мастерскую. Предлагаю вам помочь Бабе Яге. Сделаем для нее красивые, необычные игрушки. Вы можете использовать любые материалы. Давайте подарим елочке Бабы Яги праздничное настроение. Но прежде чем вы начнете работу, предлагаю вам разделится на пары и найти в мастерской свое рабочее место. У меня есть снежинки с заданиями. Вам нужно каждому взять по снежинке и найти себе пару. Дети делятся на пары, выбирают заготовки и материалы для декора.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для продуктивной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы.
5. Заключитель
ный этап. Рефлексия -Ваши отреставрированные игрушки пополнят наш музей. Сегодня мы с вами побывали в музее и попробовали себя в роли реставраторов. Ребята, что вам больше всего понравилось?
- Что было самым интересным?
-Трудно вам было выбрать и сделать елочную игрушку?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе, высказывают эмоциональный отклик.