Валентина Кочергина
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию у детей навыков исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познание»
Разделы: Ознакомление с окружающим миром, экология. ФЭМП. Развитие речи.
Тема: «Живая и неживая природа».
Задачи: помочь ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, познакомиться с ее особенностями, развивая при этом умения и навыки исследовательской деятельности. Подводить детей к самостоятельным выводам и умозаключениям.
Воспитывать интерес к изменчивости и неповторимости окружающего мира.
Публикация «Технологическая карта интегрированного занятия по развитию у детей навыков исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Продолжать учить составлять связный, сравнительный рассказ, описывая события, изображенные на картине, использовать свои знания о живой и неживой природе.
Развивать фонематическое восприятие, умение слышать и определять место заданного звука в слоге и слове.
Закрепить приемы присчета, используя числовые карточки, устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.
Билингвальный компонент: чтение стихотворения «Все связано во всем!» на казахском языке.
Размещение пособий:
1. На столах у детей : перфокарты, карандаши, числовые карточки Зайцева Н., картинки живой и неживой природы, «Цветные числа» Кюизенера.
2. Демонстрационные пособия: тарелочки с зернышками пшеницы, слоговые карточки (ГА-ГО-ГУ, на фланелеграфе, таблица слов, картинки (птица, дикое животное, насекомое, на столике цветок для исследования, коробка с проросшим картофелем, кармашки, наклеенные на круге, картинки (каменная руда, река, лес, «Ящик ощущений» (в котором шишка, ложка, кубик, листик, камень, кусочек картона).
Ход занятия
1. Психогимнастика «Солнышко».
-Сегодняшнее занятие мы начнем с солнышка, потому что ночь прошла, наступило….?
Утро идет, ночь ушла прочь
Солнце вставай, день начинай.
Но вдруг на солнышко надвинулась темная туча и пошел?
2. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик»
Дождик песенку поет,
Только кто ее поймет?
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно –
Прорастать начнет оно.
-Почему начнет прорастать зерно?
(показ тарелочек с зернышками)
-Зернышки каких растений в голубой тарелочке?
-А в белой?
Какие зерна лучше проросли – овса или пшеницы? Почему?
Что появилось у зернышек?
Могут ли эти ростки дать урожай?
-О каком дожде мы говорим?
Какое сейчас за окном время года?
Сколько дней осталось до конца мая? (работа у числовой ленты Зайцева Н. - время года, месяц, день недели, число на русском и казахском языках)
3. Гимнастика для язычка.
Прослушайте незнакомую вам чистоговорку и постарайтесь запомнить.
ГА-ГА-ГА вышли гуси на луга
ГО-ГО-ГО ходит солнце высоко
ГУ-ГУ-ГУ много пчелок на лугу
-Проговариваем, параллельно показываю слоговые карточки : ГА, ГО, ГУ.
-Какой звук я выделяла голосом?
Уточняем артикуляцию данного звука. Характеристика: согласный, звучит твердо, мягко.
-ГА-ГО-ГУ – я произнесла? Как?
-А теперь вы произнесите мягко.
Гуси, пчелы, солнце луга – сейчас произнесла?
Что означают эти слова?
4. Работа у фланелеграфа (таблица «Круги»)
-Какие фигуры вы видите на данной таблице? Сколько?
Какие круги?
-В одном из кругов я напечатала слова, о которых мы только что говорили. Читайте. Итак, слова: «гуси, пчёлы, луга» в каком кругу?
А солнышко?
Почему я их разделила?
А почему объединила общим кругом?
5. Наблюдение, экспериментирование.
Перед детьми 3-4 картинки животных, птиц, насекомых. Выбирайте любую картинку и назовите.
1. Курица. У курицы детки? Что она ест?
Значит она?
2. Наблюдение за цветком. Докажем, что он живой.
Можно ли сказать, что он движется? Ведь он стоит на одном и том же месте и никуда не убегает!
Чем он питается?
Сравнить маленькое и большое растение. Найти отростки у цветка – детки. Обратить внимание на предварительно заклеенный листик.
-Почему он пожелтел?
3. Опыт с картофелем. Наблюдение за клубнем картофеля, предварительно помещенного в коробку с отверстием.
-Что мы положили в эту коробку?
Для чего в коробке отверстие?
Настало время ее открыть и посмотреть, что же произошло с картофельным клубнем.
-Какие изменения произошли с ростком?
-В какую сторону он двигался, рос?
-Сделаем вывод.
6. Решение примеров на сложение. (числовые карточки Зайцева А.)
Сейчас на полях и огородах взрослые занимаются посадкой картофеля. А мы с вами картофель будем считать? Представьте, что на ваших карточках изображены горочки картофеля, посчитайте их и скажите ответ.
7. Дидактическая игра «Что к чему».
Классификация картинок живой и неживой природы.
-Посмотрите на эту таблицу, кто и что здесь изображено?
-Человек относится к природе?
Солнце?
К человеку вы принесете и вставите в карманчики объекты живой природы, а к солнцу неживой. Выполняйте.
-Как расположены объекты живой природы?
А неживой?
-Сколько карточек неживой природы? Чего больше? Какие знаки нужно расставить – больше или меньше?
8. Дидактическая игра «Ящик ощущений».
Посмотрите на эту коробку. Хотите узнать, что в ней лежит? Илюша, просунь руку в отверстие, возьми один предмет и на
ощупь определи, что ты держишь в руке. Например, ложка. Можно ли отнести ложку к природе? Значит, это неприрода.
А листик, он рос на дереве?
9. Работа с перфокартами.
С левой стороны карточки изображены объекты природы и неприроды. С правой стороны картинки – природа, с левой – неприрода.
Вы должны соединить стрелочками объекты природы и неприроды.
Проверка задания:
Назови только объекты природы.
Только объекты неприроды.
На каком по счету месте изображено дерево? Машина?
10. Связная речь. Работа по картинам.
Сравнение обычного дома с «домом» природы.
-У каждого из нас есть свой дом или квартира. Но когда мы выходим на улицу мы попадаем в «дом Природы». Давайте сравним два этих дома.
-Отчего в нашем доме светло? А в доме Природы?
Но солнце не только светит, но еще и греет. С чем в нашем доме его можно сравнить?
-В природе есть идет дождь, а в нашем доме?
-В природе ветер, а в доме?
-В комнате есть пол, ковер, а в природе?
-В нашем доме кирпичные или деревянные стены, а в доме Природы?
-У нас горит пламя на газовой плите, а в природе…
-В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких скалах, а в нашем доме…
-В природе дикие животные, а в доме…
-Есть дикорастущие растения и комнатные.
-Почему в обоих домах часть рисунка осталась неокрашенной?
В доме должны быть тепло, свет и растения.
-Что художник не смог отобразить в обоих домах?
-Каждый из вас любит свой обычный дом, почему?
Что вам не нравится в доме Природы. Давайте очистим от мусора наш дом Природу.
11. Итог занятия.
Подводя итог нашего занятия, уточним, что же в природе главнее и важнее.
Дети в кругу. С каждой фразой берут друг друга за руки.
1. Мен кн. Я солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.
2. Мен су. Я вода, главнее. Без меня вы погибните от жажды.
3. Мен ауа. Я воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый важный.
4. Мен-жер. Я почва. Я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.
5. Мен – сімдік. Я растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
6. Мен – жндік. Я насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.
7. Мен – оян. Я заяц? Травоядное животное? Тебя, растение съем. Значит важнее.
8. Мен –жыртым асыр. Я хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее.
9. Мен – адам. Я человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, развести животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
10. Мен – микроб. Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!
11. Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!
12. Дети хором: «Всё связано во всём!» (подняли руки вверх).