Голубева Наталья
НОД «Хвойный лес». Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Хвойный лес
Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе получения и обобщения знаний о хвойных деревьях.
Обучающие задачи:
*Расширять знания и представления детей о хвойных деревьях. Познакомить с внешним видом деревьев, корой, разновидностями
шишек
Развивающие задачи:
*Развивать восприятие знакомого объекта, как целое, в условиях фрагментарного предъявления;
*Развивать способность понимать существенные признаки объекта;
Публикация «НОД „Хвойный лес“, Технологическая карта совместной деятельности с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
*Оперировать информацией с помощью фотознаков;
Воспитательные задачи:
*Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной
задачи;
Материальное обеспечение:
1. Ветки хвойных деревьев – сосна (3 шт, пихта (4 шт, ель (3 шт, кедр (3 шт)
2. Шишки сосны по количеству детей
3. Шишки ели по количеству детей
4. Кедровые орешки в ведерке
5. Мультимедийная установка
6. Нетбук
7. Презентация «Хвойный лес»
8. Музыкальное сопровождение – голоса птиц
9. Фотографии деревьев 10* 15: сосна – 1шт., кедр – 1 шт., ель – 1 шт., пихта – 1 шт.
10. Фотографии составляющих хвойного дерева 5*7 : Ель – кора, ветка, шишка, ветка с шишками; сосна – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; пихта – кора, ветка, ветка с шишками, шишки; кедр – ветка, кедровые орешки.
11. Скатерть – 1 шт.
12. Игрушка «Белка» - 1 шт.
13. Корзинка для шишек – 1 шт.
14. Плоскогубцы -1 шт.
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми от 4-х лет до 5-ти лет, группа № 6
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Сбор детей через вопросы Кто из вас в праздники гулял в лесу? Что видели?
Я тоже была в лесу, но только в необычном. Представляете, на деревьях нет листвы, а только иголки. Вы догадались, что это за иголки?
На деревьях хвоя, значит эти деревья какие?
Значит, я гуляла, по какому лесу? (слайд)
Кто знает, какие деревья растут в хвойном лесу?
предположение детей…. (хвоя)
образовывают прилагательное: хвойные
ответ: хвойный лес
ответ из личного опыта: сосна, елка, пихта, кедр
2. Основной этап познания через исследование и экспериментальную деятельность
Я могу вас познакомить с этими деревьями, и я принесла вам веточки с этих деревьев. ОЙ! Забыла, какая веточка с какого дерева, помогите разобраться, давайте рассмотрим? (разложить на большом столе)
Активизация деятельности, ее последовательности и обсуждения детей
- Какого цвета? Размер иголок? Потрогайте их, погладьте.
- Найдите, если есть, похожие веточки и разложите их по столам
- Вы, наверное, уже догадались какие ветки с какого дерева?
Наводящие вопросы:
- Вот эти с шишками с? (слайд) СОСНА
- А это дерево приходит к нам в Новый год…. (слайд) ЕЛЬ
Элемент новизны
- Вот это хвойное дерево называется пихта (слайд) и вот его ветки ПИХТА
Сравнительное обобщение
- Все ветки похожи между собой, чем?
Элемент новизны
- Еще я видела такое чудо-дерево, оно такое пушистое (слайд) (внести большую ветку кедра, потрогайте хвою, прикоснитесь щечкой, измерьте пальчиками длину иголки, называется дерево – кедр (слайд) КЕДР
Эмоциональное погружение в деятельность
- Шишек на хвойных деревьях много и они падают на землю (слайд)
- Я их собрала, сейчас покажу (внести корзину с шишками, все перепуталось,
надеюсь, поможете мне, давайте все высыплем на скатерть, садитесь вокруг.
- С какого дерева шишки у …., возьмите такую же шишку. (сосна)
Элемент новизны, творческие высказывания
- Смотрите, какая шишка у Данила. На что она похожа, с какого она дерева?
- А вот шишек от пихты я не нашла и на дереве их не было. Куда они делись?
- Они созревают осенью, лопаются и на землю падают не шишки, а сразу
семена
- Шишки у пихты похожи на шишки ели, чуть крупнее. А вот цвет у них
особенный (слайд) могут быть голубые, зеленые, серые.
- А вот шишки ели (слайд, в чем разница? (растут вверх, цвет, размер)
Педагог предоставляет возможность найти свой вариант ответа каждому ребенку (закрыть диапроектор полотенцем)
- Ко всем веткам подобрали шишки? Какая шишка у кедра?
- Где узнать, у кого спросить?
- Что еще хотите узнать про хвойные деревья? (воспитатель отвечает)
Если нет возможности ответить ребенку на вопрос, то предложить завтра продолжить знакомство с хвойным лесом
- А вот интересно, почему дерево не мерзнет зимой
Элемент новизны
Предложить детям разделиться на 3 подгруппы и подойти к столам с корой
- Давайте я вам расскажу один секрет, почему не мерзнут деревья зимой:
от холода их защищает кора, она живая, дышит как наша кожа, у каждого
дерева кора своя, не похожа на другую. Вот кора сосны: слоистая,
коричневая (слайд) найдите на столе такую же и отнесите на стол, где ветка
сосны.
Это кора пихты: зелено-серая, более гладкая, но есть небольшие пупырышки
(слайд, есть у вас такая на столе, отнесите на стол, где пихта.
А эта кора елки, она похожа, на какую кору? (слайд) Погладьте (сосны, но
чешуйки мельче и мягче, на какой стол ее надо отнести
Если дети заметят, что нет коры кедра, то обратить внимание и подсказать где можно эту информацию получить
дети стоят вокруг большого стола и обследуют: зрительная оценка: зеленые, короткие, длинные, тонкие, толстые, пышные веточки, есть шишки на некоторых
осязание: мягкие, жесткие, колкие, твердые
дети группируют ветки по внешнему виду
предположения детей: сосна (узнали по шишкам,
ель, пихта
рассматривают изображения деревьев
мнение детей (имеют иголки зеленого цвета и шишки)
предположения детей…. (шишки)
трогают руками, прикасаются щекой, измеряют длину иголки пальчиками, ладошкой внимание на слайд
дети садятся вокруг скатерти
берут каждый раз по одной шишке, определяют с какого дерева и относят на соответствующий стол с веткой
мнение детей
слушают рассказ воспитателя
предположение детей
высказывание детей (в книге, кино, спросить у мамы)
мнение детей
вопросы детей
просматривают слайды с изображением коры, находят аналогичную на столе и соотносят к соответствующему дереву
сравнивают 2 вида коры, обследуют рукой
3. Мозговой шторм
- Как хочется снова побывать в весеннем лесу. На счет три мы окажемся в
хвойном лесу (слайд). Дышится легко, вздохните полной грудью
- Скажите, а деревья пахнут? Как узнать? (нюхают ветки, трут в руках хвою)
- Чем полезны хвойные деревья? Откуда ты это знаешь? Можно пожевать
хвою пихты и не будет болеть горло, что чувствуете? (масло, баня (слайд,
горло, растворы, нарядить в новый год (слайд).)
- А можно кушать деревья? А что можно? Кто лакомится семенами из
шишек?
- Вот пестики у сосны, которые появляются весной (слайд). Их можно кушать
или запаривать кипятком и пить от кашля
- (слайд) Смотрите, а вот белка прыгнула с ветки на ветку дети закрывают глаза, считают до 3-х, открывают глаза, выполняют глубокий вдох
предположения детей, нюхают, определяют, что пихта пахнет сильнее – трут иголки в руках
ответы из личного опыта
жуют хвою (ветка обработана кипятком)
ответы: птицы и белка
ищут глазами на слайде
4. Сюрпризный момент Входит белка, с ведерком кедровых орех, воспитатель ведет диалог от лица белки с детьми
Белка: Здравствуйте, обо мне беседу ведете. Я действительно люблю семена из шишек, но кое-чем могу и вас угостить
Вос-ль: Но ведь люди не едят шишки и семена из шишек (удивленно)
Белка: А эти орешки можно и людям кушать вы их полюбите
Вос-ль: Спасибо за угощение, в детском саду попробуем. Белочка, ты не переживай, все веточки, кору и шишки я нашла на земле, деревья не порnила, я не нарушала красоту хвойного леса
испытывают удивление и эмоциональный подъем
дети отрицают
дети заглядывают в ведерко и угадывают название
4. Создание познавательных карт-схем Педагог-партнер
- В хвойном лесу так красиво, можно сфотографировать?
Воспитатель подзадоривает детей «А вот сосна, а там пихта….»
- Вот сколько получилось замечательных фотографий, а давайте из них
составим карты дерева и познакомим с хвойными деревьями детей других
групп. Возьмите любую фотографию, рассмотрите ее внимательно, к какому
дереву может это относится, найдите свое дерево и наклейте рядом фото
Если ребенок справляется с заданием, педагог выступает в роли наблюдателя. Если возникают сложности, то педагог – помощник.
Белка: Как называется ваше дерево? А ваше? Ой! А здесь чего-то не хватает.
Вос-ль: Как узнать, как выглядит шишка кедра и ее кора? М потом дополним эту карту
Белка: Меня ждут в лесу бельчата, поскачу, буду рада вас увидеть летом в лесу, до встречи
Вос-ль: Ну а мы возвращаемся в детский сад, закройте глаза, 1,2,3 –вот и в группе (выключить диапроектор)
дети имитируют фотосессию
дети выбирают фото, находят соответствующее дерево и наклеивают свою фотографию
ответы детей, замечают, что шишек кедра нет
называют поисковый источник
прощаются с белкой
закрывают глаза, считают до 3-х
5. Лесная столовая - Давайте полакомимся орешками, но сначала вымоем руки дети моют руки и усаживаются за стол и с помощью воспитателя (использует плоскогубцы) пробуют орешки
Последующая работа:
1. Познакомить родителей с внедрением новых технологий в образовательный процесс через фоторепортаж с непосредственно образовательной деятельности и результат ее (познавательные карты)
2. Обратиться с просьбой помочь ребенку завершить создание познавательных карт о хвойных деревьях
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
ПРЕДОСТАВЛЯЕМ, ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ, КАК В НАШЕЙ ГРУППЕ ПРОИСХОДИТ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Данная технология называется – ПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Просим принять участие в завершении познавательных карт о хвойных деревьях :
1. Найдите и покажите ребенку кору кедра и кедровые шишки ( через источники: книги, фотографии, интернет, настольные игры)
2. Принесите в детский сад информацию о коре кедра и кедровых шишках ( на носителях: фото, носителях USB, зарисовки)
3. Познакомьте ребенка с хвойным деревом – лиственница, как она выглядит, найдите совместно с ребенком сходства с другими хвойными деревьями (наличие хвои, шишек, запах, расположение веток, как у ели) и отличие (форма шишек, сброс хвои)
4. Расскажите ребенку о пользе хвойных деревьев