Светлана Медведева
Конспект НОД «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Тема занятия: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Цель:
- Дать детям представление, что вода бывает разной температуры: холодной,
теплой, горячей.
- Подвести детей к пониманию того, что вода важна в развитии всего живого мира.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Темочки:
Словарная работа: познакомить детей со словами «термометр», «температура».
Материал: вода – холодная, теплая, горячая.
Демонстрационный материал: макет демонстрационного термометра; две картины с изображением теплого и холодного морей; карточки с изображением животных, живущих в теплых и холодных морях, наглядно демонстрационный материал карточки о состоянии воды.
Оборудование: три ёмкости для воды (стаканы, водный термометр (макет, твёрдое состояние воды (лёд, зеркало для определения пара, цветная бумага трёх цветов (красная - горячая вода, жёлтая -тёплая вода, голубая - холодная вода.
Предварительная работа:
Закреплять ранее полученные в ходе экспериментов знания о свойствах воды (не имеет запаха, цвета, вкуса; может растворять вещества) и состояниях воды (твердое, жидкое, пар).
Наблюдения за водой во время умывания «Из крана льется теплая вода.
Поднесем руки под ее струю - они стали чистыми, их намочила вода. Какие у вас руки? Почему они мокрые? (Предложить открыть кран с холодной водой.) Холодная вода льется из этого крана? (Холодная. Руки мерзнут, неприятно умываться.) Скорее включите горячую воду, теперь вода льется теплая. Она приятная. «Льется чистая водица, мы умеем чисто мыться». Предложите детям потрогать теплую и холодную воду. Какой водой приятно умываться? дичка, водичка, умой наше личико,
чтобы глазоньки блестели.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли животные (демонстрирует несколько карточек с изображениями животных).
- Хорошо, но уж если они живут в воде, нам нужно сначала вспомнить все, что мы о ней знаем.
- Мы с вами в прошлом году узнали много интересного о воде, проводили с ней опыты.
(Воспитатель демонстрирует карточки, на которых зафиксированы свойства и состояния воды – результаты предыдущих экспериментов).
Какие свойства воды вы помните?
(Ответы детей).
- Какие состояния воды вы можете назвать?
(Ответы детей).
- Но у воды есть еще много загадок, тайн.
А хотели бы вы узнать о ней что-то новое, провести новые эксперименты?
(Ответы детей).
Поэтому эти животные и пришли к нам, они просят вас помочь им найти свои дома.
Они живут в морях и океанах, но вот только они так долго резвились и плавали, что забыли, кто из какого моря приплыл, они заблудились.
Поможем им? (Ответы детей).
Уточнение правил безопасности:
Воспитатель читает стихотворение:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста
Она бежит, течет и льется
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна
А также мокрая она.
А кто с водой не осторожен,
Намочит быстро их она.
- Ребята, сегодня мы будем проводить эксперимент с водой.
- А какие правила безопасности с ней вы можете предложить?
- Ответы детей: работать осторожно, чтобы не намокнуть.
- пробовать воду необходимо начинать с самой холодной, чтобы горячей водой не обжечь пальцы;
- аккуратно обращаться с термометром (прибором, с которым мы сегодня будем работать).
Воспитатель напоминает эти правила по ходу выполнения эксперимента.
Выполнение эксперимента.
Воспитатель показывает детям три емкости с водой: каждому цвету соответствует своя температура воды (цветная бумага трёх цветов (красная, жёлтая, голубая).
Воспитатель: Попробуйте пальчиком и определите, в емкости какого цвета вода самая холодная, в каком – теплая, а в каком – горячая (соблюдая правила безопасности).
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что люди по-разному могут ощущать тепло и холод. Кому-то вода покажется теплой, а кому-то прохладной или горячей. Для этого, чтобы знать точную температуру люди придумали специальный прибор – термометр. Термометр измеряет температуру, то есть он показывает, насколько предмет холодный или горячий.
(Воспитатель демонстрирует макет термометра, объясняет, как он работает.)
Мы с вами сейчас водным термометром измерим температуру воды в разных стаканчиках. Посмотрите, как изменяется высота столбика на термометре.
(Дети садятся полукругом на стульчики перед доской).
Воспитатель говорит о том, что на нашей планете очень много воды. Поэтому даже иногда нашу Землю называют голубой планетой.
Воспитатель:
- Как вы думаете, где же находится вода?
(Ответы детей).
- Да, она находится в реках, озерах, морях, океанах. И там тоже бывает вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.
Демонстрирует картины с изображением теплого моря и холодного.
Воспитатель:
- Ребята, что вы видите на этих картинах?
- Как вы думаете, какое из этих морей холодное, а какое – теплое?
- А если бы вы могли вместе с нашими друзьями – животными поплыть по этим морям, то какое море вы бы выбрали?
(Ответы детей.)
- Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплой или в холодной воде? Почему?
(Ответы детей.)
Действительно, в теплой воде больше пищи и комфортнее условия для жизни, поэтому там больше видов растений и животных, то есть эти виды более разнообразны.
Но и в очень холодной воде живут растения и животные, и в очень горячей – тоже. Они приспособились к жизни в таких непростых условиях.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас нам с вами пора лететь к морю, спасать наших гостей – водных животных!
(Дети двигаются на ковре).
А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю,
И резвимся на просторе. Веселее загребай,
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
(Дети возвращаются на стульчики перед доской).
Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».
Воспитатель:
- Ребята, вот теперь мы уже очень многое узнали о воде и можем помочь нашим маленьким друзьям вернуться к себе домой.
Воспитатель вызывает ребят по одному, дети прикрепляют карточку с изображением животного на соответствующую картинку с теплым или холодным морем.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Итак, мы сегодня провели эксперимент. Какой? Что мы делали?
(Ответы детей).
- Да, мы измеряли температуру воды. Чем мы ее измеряли? И что мы выяснили?
(Ответы детей).
- Действительно, вода бывает разной температуры. Как это можно изобразить, что вы предложите?
- А еще какой мы сделаем сегодня вывод?
(Ответы детей)
- В природе вода тоже бывает теплой и холодной. В любой воде живут свои растения и животные, но в теплой воде жизнь более разнообразна.
- Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Очень хорошо поработали, были думающими и любознательными. Молодцы! Спасибо всем за работу! Вы помогли нашим животным найти свои дома. Они передают вам большое спасибо!