светлана игонина
Логопедическая игра «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СШ №15
ЛОГОПЕД
СОВЕТУЕТ
Учитель – логопед
Игонина С. Ю.
Уважаемые родители!
Перед Вами – занимательный буклет, который поможет Вашему ребенку в игровой форме закрепить знания о гласных звуках.
Обратите внимание, что работа идет с 6-тью гласными звуками: А, О, У, И, Э, Ы, тогда как в русском алфавите 10 гласных букв. Так называемые йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё на этом периоде обучения не рассматриваются.
Закрепите с детьми, что гласные звуки – это те звуки, которые звонко поются голосом, при их произношении воздушная струя проходит свободно не встречает преграды.
Данная игра:
• учит распознавать звуки в речи и правильно их произносить;
• учит запоминать слова, начинающиеся на гласные звуки;
• развивает фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику рук;
• позволяет учиться легко и интересно.
Поиграем?
Для игры понадобятся фишки по кол-ву участников и кубик. Игроки по очереди кидают кубик и делают столько ходов, сколько выпало точек на кубике. Передвигая фишку, игрок четко проговаривает слово и называет первый звук в слове. Если игрок ошибается, то делает ход назад. В случае, если взрослый опережает ребенка на несколько ходов, то он называет картинку, а ребенок отвечает на вопрос «Какой звук первый?» Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша. Предложите ребенку раскрасить картинки. (Слова: ухо, арбуз, улитка, аквариум, игла, утка, обруч, эскимо, осы, ириска, индюк, экскаватор, утюг, облако, экран, автобус, апельсин, удочка.)
Игры с мячом
Они широко применяются как на фронтальных и подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях по звукопроизношению.
Помимо активизации мыслительной деятельности, они развивают ловкость, быстроту реакции; в этих играх находит выход мышечная энергия детей, поэтому игры с мячом можно использовать в качестве физкультурных минуток.
Приводимые далее игры целесообразно проводить лишь после того, как дети научатся выделять гласные из состава слова.
«Какой гласный начинает слово?»
Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и говорит слово, начинающееся на любой гласный. Ребенок ловит мяч и, произнося этот гласный звук, возвращает мяч логопеду (воспитателю).
Игра идет по кругу.
Примерный набор слов: аист, утка, иней, эхо, осы, ухо, астры и т. д.
«Какой гласный прячется в середине слова?»
Игра проводится так же, как и предыдущая, но гласный звук стоит в середине односложных слов типа: мак, лук, стол, Рэкс, лист, дом, мышь и т. д.
«Какой гласный убежал в конец слова?»
Правила игры те же.
Примерный набор слов: окно, стена, столы, бегу, беги, каратэ, село и пр.
Обязательными условиями проведения этих трёх игр являются следующие:
- выделяемые в словах гласные должны стоять в сильной позиции и ясно слышаться;
- гласные звуки на письме должны обозначаться теми же звуками (нельзя использовать слова типа: ель, шип, оса, мел, люк и т. д.).
«Выбери правильно»
Дети сидят или стоят вокруг логопеда (воспитателя). Он бросает мяч ребенку и произносит ряд слогов или слов. Ребенок должен из этого ряда выбрать слог или слово с заданным звуком (в зависимости от темы занятия) и, назвав его, вернуть мяч логопеду (воспитателю).
Можно подбирать и «провокационные» ряды слогов или слов, где контрольного звука нет, тогда, возвращая мяч логопеду (воспитателю, ребенок говорят: «Звука. здесь нет!»
Например, занятия по теме «Звук а» могут включать следующие варианты игры.
а) «Выбери слог со звуком а».
Ряды слогов: да – до - ди, шу – ша - шо, пу – пы - пи и т. д.
б) «Какое слово начинается со звука а?»
Ряды слов: утка — аист — индюк; осы — Ира — армия; уши — осень — ирис и т. д.
в) «В каком слове звук а прячется в середине?»
Ряды слов: сом — лук — мак; сыр — класс — рис; нос — рысь — мир и т. д.
Мы надеемся, что эта игра будет интересна и полезна Вашим детям!