Мария Ибатулина
Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы.
Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.
Публикация «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2016
Именно это активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуется речь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Театрализованные игры и выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Часто в наше бегущее время, когда родители заняты работой, устройством личных проблем, ребенок предоставлен сам себе; завален игрушками, смотрит телевизор, играет в компьютерные игры. Это отражается на его неумение общаться с людьми. Такой ребенок замкнут, живет в собственном мире. Приходя в детский сад он не находит себе место, с трудом сходится с детьми, плачет, просится домой в знакомую ему обстановку. Доказано, что общение занимает чрезвычайно важное место в развитие ребенка. Только через общение дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучение других предметов, овладение программой детского сада.
Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развивать его коммуникативные способности. Развитие коммуникативных способностей детей неразрывно связано с развитием у них творческих способностей. На занятиях по знакомству с художественной литературой знакомлю детей с литературными произведениями: сказками, стихами, песенками, потешками, учим их наизусть, некоторые инсценируем («Наша Таня громко плачет…»). Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения («Мишка косолапый…»). На занятиях по развитию речи предлагаю детям придумать небольшие истории, происходящие с куклой; побуждаю ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации. Помогаю детям только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь важна роль воспитателя, так как речь детей 3-4 лет еще не очень развита, внимание рассеяно. Предлагая детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В многообразных заданиях – один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь). Первичное освоение образного состояния позволяет уже младших дошкольников знакомить с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно - мотивированно – через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение, развивает речь и коммуникативные способности.