Наталья Ефимова
Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Публикация «Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром и со сверстниками — становится особо актуальной на данном современном этапе т. к. проявляется недоразвитие в общении, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируется даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на личном развитии ребенка. И ответ на вопрос: как грамотно по отношению к детям, с позиции самоценности возраста, сформировать их готовность к дальнейшему школьному обучению, обеспечить для этого равные стартовые условия, сегодня чрезвычайно важен.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.
По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится работе в парах (диадах).
Для этого организуется парная и групповая работа.
Конкретным примером использования интерактивных технологий можно назвать работу в парах (диадах).
Чаще всего парная работа строится на базе :
последовательного пересказа друг другу определенной части познавательного материала;
- взаимопроверки выполненной работы;
работы в режиме интервью.
По какому принципу можно объединять детей в пары? Некоторые педагоги считают необходимым включать в диаду сильного и слабого ребенка. Но слабому ребенку нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
Работа в диадах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуациях камерного общения. Особенно важна такая организация для застенчивых дошкольников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Работа в паре, как правило, благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей. Но в педагогике нет однозначно положительных рецептов, поэтому со временем может возникнуть опасность того, что ребенок захочет раскрываться в группах с минимальным числом участников. Чтобы этого не случилось, необходимо постепенно знакомить дошкольников с другими групповыми формами обучения.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• II младшая группа – работа в парах, хоровод;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках,
аквариум, большой круг, дерево знаний.
Таким образом, игровая деятельность в парах (диадах) развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.