Скворцова Елена
Театрализованная деятельность во второй младшей группе как один из лучших вариантов развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка «Колобок» во второй младшей группе
Театральная сфера для маленьких дошкольников ещё новая и практически неизведанная. Тем важнее именно сейчас заложить правильные представления о театре, его предназначении, о правилах поведения в нём. И, конечно, попытаться пробудить у детей интерес к театральной деятельности, который, возможно, впоследствии перерастёт в большое увлечение, а кому-то из них поможет открыть в себеартистическиеспособности.
Публикация «Театрализованная деятельность во второй младшей группе как один из лучших вариантов развития ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель. Познакомить детей с понятием «театр» и его предназначением. Вызвать интерес к театральной деятельности. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений, воспитывать желание использовать в игровой деятельности элементы театра.
Приобщение детей к деятельности в театральной сфере имеет большое значение. Участие в ней позволяет дошкольнику развивать речь, причем под этим подразумевается не только содержательный аспект языка, но и образный, эмоциональный. Т. е. каждый участник попадает в условия, обучающие его выражению эмоций и мыслей. Вместе с этим развивается и эмоциональный контроль.
Умение корректно показывать свою чувства — залог грамотной коммуникации в дальнейшем, ведь те, кто не имеет такого навыка, сталкиваются с непониманием окружающих, и это, в свою очередь, может привести к страху, отчужденности и враждебности, проявляемых такой личностью.
Что касается содержательной части языка — ребенок, играющий какого-либо персонажа, совершенствует культуру речи и ее грамматический настрой, развивает словарный запас.
Важным является и тот факт, что спектакль смотрят посторонние. Страх публичных выступлений является частой проблемой для взрослых людей. Человек может иметь богатые воображение и внутренний мир, испытывать яркие эмоции, но бояться показать это окружающим. Привычка к пребыванию на сцене, развитая в детстве, избавляет от зажатости и стеснения при выступлениях перед широкой аудиторией в будущем.
Кроме того, для детей участие в спектаклях — способ разностороннего познания окружающего мира через звуки и образы. Театр близок и понятен дошкольникам, т. к. в его основе лежит игра. По этой причине в такую деятельность они включаются с радостью.
Участие в спектакле требует от воспитанников эффективного общения с друг другом, умения работать в команде и действовать слаженно. Благодаря этому развиваются коммуникативные навыки и усваиваются социальные нормы.
В процессе репетиций от ребенка требуется воля и систематичность. Одновременно с этим развиваются и изобретательность, способность к импровизации, быстрому и творческому мышлению.
Театр — эффективный способ привить детям моральные качества, помочь освоить необходимые нравственные нормы. Воспитанники должны оценить и проанализировать поведение героя, вникнуть в посыл произведения.
Вживаясь в роль, ребенок учится сочувствовать и сопереживать персонажу и событиям.
Участие в театрализованной деятельности помогает детям развить творческие способности и эстетическое восприятие искусства, умение улавливать интонации и эмоциональные оттенки, оценивать особенности речевых оборотов.
Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ
Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т. д.
Поставленные задачи
Задачи деятельности в театральной сфере :
• активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
• ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
• тренировка речевого дыхания;
• развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
• расширение интонационного спектра речи;
• освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
• вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
• формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
• заучивание реплик и действий, улучшение памяти.
Цели творческой активности
Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:
• расширение знаний об окружающем мире;
• знакомство с театром;
• развитие творческого мышления и самостоятельности;
• совершенствование речи;
• улучшение когнитивных способностей;
• физическое развитие;
• совершенствование навыков экспрессии;
• социализация детей.
Принципы театрализованной деятельности
Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.
Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере :
• разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
• включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
• использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
• применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
• построение эффективной системы мотивации.
• ТЕАТР» СКАЗКА» В нашем детском саду, в «младшей группе» в игровой форме была инсценирована сказка «Колобок». Была проведена предварительная работа : Чтение сказки, рассмотрение картинок, обсуждение персонажей их повадок, характера, голоса. Детки выбрали себе понравившихся им персонажей, примерили маски, перевоплотились в героев и попытались поставить голос. С маской героя даже робкие ребята раскрепостились. Маленькие актеры показали замечательные представления. Все прошло ЯРКО и ВЕСЕЛО! Театр творит чудеса.
Творческая деятельность благотворно влияет на воспитание у дошкольников самостоятельности. Первые шаги в этом направлении представляются организацией изобразительной деятельности. С помощью рисунка ребенок самостоятельно выражает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах.
Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:
- изобразительными и пластическими материалами;
- бумагой разного цвета, формата, фактуры;
- аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);
- трафаретами, силуэтами;
- дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.
Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.
Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:
• четко поставить перед воспитанниками проблему;
• создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
• создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.
При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.