Елена Владимировна Лакеева
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы
Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого" Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника" Считаю что тема эта является актуальной и соответствует современным тенденциям развития образования.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Начав работать по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
1 Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2 Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.
3 Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций
4 Познакомить детей с разными видами кукольных театров.
5 Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
6 Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Работу по приобщению дошколят к театрализованной деятельности я начинаю с самых первых дней пребывания детей в детском саду.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения и воспитания дошкольников, я решаю комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях:
1 Социально -коммуникативное развит
* формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе современной деятельности;
* развитие эмоций;
* воспитание этических способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
2 Познавательное развитие:
* развитие разносторонних представлений о действительности;
* наблюдение за явлениями, поведением животных (для передачи символическими средствами в драматизации)
* развитие внимания, памяти, мышления.
3 Речевое развитие:
* содействие развитию монологической и диалогической речи;
* обогащение словаря образными выражениями, сравнениями,эпитетами, синонимами, антонимами и пр;
* овладение выразительными средствами общения.
4 Художественно -эстетическое развитие:
* приобщение. к художественной литературе, музыке, фольклору;
* развитие воображения;
* приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций,атрибутов;
* создание выразительного художественного образа;
* формирование об элементарных представлений о видах искусства;
* реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
5 Физическое развитие:
* согласование действий и сопровождающей их речи;
* выразительность исполнения основных видов движений;
развитие общей и мелкой моторики, координация движений, снятие мышечного напряжения, формирования правильной осанки.
Я уверена, что дети и театрализованная деятельность-неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по развитию всесторонней личности ребенка посредством театрализованной деятельности, я связываю со всеми видами деятельности.
Театрализованная деятельность может быть включена в НОД,; в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и, конечно же, в работу с родителями.
Несомненно, огромное значение в приобщении к любому виду деятельности
имеет организация развивающей предметно -пространственной среды.
В моей группе-это зона театрализованной деятельности, где есть разнообразный природный и бросовый материал, для изготовления атрибутов и декораций к театрализованной деятельности, костюмы для ряжения. маски,наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы,карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, настольная ширма, фланелеграф, представлены разные виды театров:
1 Пальчиковый театр
2 Театр кукол би-ба-бо
3 Театр на фланелеграфе
4 театр кукол на столе
5 театр ложек
Сделана картотека театральных этюдов. упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр-превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
В работе с детьми использую различные методы и приемы:
1 Беседа. Побуждает их думать и говорить,оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать. что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
например "Мы_зрители", " Мы -актеры" и т. д.
2 Чтение и анализ художественных произведений, по которым осуществляется постановка спектакля. Литературный материал незаменим во всестороннем развитии детей, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3 Игры и игровые упражнения. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки; для другого- школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
4 Проигрывание этюдов, передающие различные характеры и качество человека.
5 Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно -вербальных)
6 Театрализованная деятельность (игры- драматизации, театр игрушек, театр на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр,би-ба-бо и др,которая несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных. социальных. патриотических ценностей.
В своей работе с детьми я использую различные приемы: упражнения по дикции (артикуляционную гимнастику); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры- превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки; пальчиковый игротренинг; театральные этюды; разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; просмотр кукольных спектаклей.
Работа ведется в тесном контакте с родителями. Использую, как традиционные формы-стендовые консультации. буклеты:" Театр в жизни ребенка", " Знакомим с разными видами театров". ,выступления на родительских собраниях: " Как устроить домашний театр для детей",так и нетрадиционные: совместные детско-родительские викторины" Викторина по сказкам Корнея Чуковского", приобщение родителей к изготовлению декораций и атрибутов для театрализованной деятельности.
Эффективность работы по театрализованной деятельности подтверждается результатами внутреннего мониторинга, в ходе которого была определена динамика повышения знаний и представлений детей об окружающем мире.
У детей отмечается
:-появление и утверждение определенного набора личностных качеств и вечных ценностей, таких как: милосердие,сострадание. правдолюбие,в стремление к добру и неприятию зла;
-повышение уровня речевого развития и речевого этикета;
-умение контролировать свое эмоциональное состояние.
При взаимодействии с родителями проявилась:
_активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);
-желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
-возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Работая с детьми. находясь в обществе детей, чувствуешь себя в мире детства,и этот мир кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни. Как хочется заглянуть в этот мир хоть на мгновение и сделать этот мир детства еще краше и добрее.