Елена Абдувалеева
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Этот поиск обусловлен некоторыми изменениями в современном обществе. XXI век – это век компьютеризации. Среди множества достоинств компьютеров, есть и недостатки, которые являются причиной проблем развития современных детей. Все чаще встречаются дети с проблемами развития речи, с отклонениями в поведении. Дети становятся более замкнутыми, взрослым трудно узнать проблемы детей, которые связаны с внутренним состоянием ребенка. Современные дети более агрессивные, иногда им чужды такие понятие как «милосердие», «жалость», потому что большинство компьютерных игр построено на агрессии. Современным детям порой намного интереснее играть одному в компьютер, чем общаться со сверстниками. Отсюда возникают проблемы во взаимодействии ребенка с окружающими, будь то взрослый или его сверстник.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность данного опыта: именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков у детей. У детей в процессе театрализованной игры формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Актуальность работы по развитию коммуникативных навыков у детей в нашей группе была обусловлена тем, что в группе между детьми на начало учебного года не было доброжелательных отношений. Несмотря на то, что дети стали на год взрослее, в группе царила атмосфера капризов, жалоб. Дети не могли играть в совместные игры, любая коллективная игра заканчивалась обидой, слезами. Дети не хотели взаимодействовать друг с другом, и самым неприятным было то, что у детей отсутствовало чувство жалости, сострадания друг к другу.
Результаты диагностики по социально-коммуникативному развитию позволили нам сделать вывод, что у детей низкий уровень развития коммуникативных навыков, характерных для детей средней группы детского сада. В ходе диагностики у детей оценивались следующие коммуникативные умения и навыки :
- умение помочь товарищу;
- умение пожалеть обиженного;
- умение высказать недовольство обидчику;
- умение похвалить;
- умение играть в коллективные игры, соблюдая правила добрых взаимоотношений.
Все перечисленные умения как будто были совсем незнакомы и чужды детям. Большинство детей как будто не понимали даже, что иногда надо пожалеть товарища, помочь ему, похвалить. Некоторые дети, рассматривая картинку с обиженным мальчиком, рассуждали верно о том, что его нужно пожалеть, но на практике данное правило не применяли.
Проанализировав литературу по развитию коммуникативных навыков дошкольников среднего возраста, мы пришли к выводу, что в этом возрасте в работе с детьми нужно моделировать как можно больше ситуаций, характерных для жизни. Детей нужно учить распознавать ситуации, а для этого их нужно научить распознавать эмоции, состояния людей, животных, то есть окружающих. Не менее важным является и то, что детей нужно научить реагировать на состояния людей, то есть им нужно объяснить, как нужно действовать, если человеку больно, грустно, одиноко и так далее. Способы действия, которые они усвоят в дошкольном детстве, по отношению к людям будут основой для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни. Перед нами встала задача как же научить детей понимать чувства, состояния других людей.
Анализ театральных игр позволил выделить нам самые эффективные для данного возраста, среди которых были театральные этюды. Театральные этюды позволяют развивать у детей способность к восприятию другого человека: внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его. Они развивают такие коммуникативные навыки как умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять; умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы.
Театральные этюды позволяют моделировать жизненные ситуации, которые случаются в обыденной жизни. Было решено, что из множества этюдов мы выберем этюды на развитие навыков сострадания. Именно навык сострадания заложен в основу добрых взаимоотношений между людьми.
В течение всего времени театральные этюды включались во все виды деятельности. Сначала мы с ребятами учились изображать то или иное чувство (страдание, печаль). Например, этюд «Ой, ой, живот болит», позволил нам сначала изобразить чувство боли каждому ребенку, все мы превратились в непослушных медвежат, которые съели немытые яблоки. Проигрывание данного этюда позволило нам запечатлеть в сознании ребенка образ эмоций, которые возникают при ощущении человеком боли. После того как все дети попробовали изобразить больных медвежат, некоторым из них было предложено пожалеть их. Дети постоянно менялись ролями. Выстраивая работу в данном направлении, мы целенаправленно обращали внимание детей на состояние окружающих. По истечении некоторого времени, мы отметили, что дети стали обращать внимание друг на друга.
Например, этюд «Я так устал» позволил нам сформировать в сознании у детей образ усталого человека и ответную реакцию детей – желание помочь. В режимных моментах на это тоже обращалось внимание, например, внимание детей ненавязчиво обращалось на то, как младшему воспитателю трудно развешивать варежки. Сначала только некоторые из детей старались помочь младшему воспитателю, со временем дети стали сами предлагать свою помощь.
Работая в данном направлении, мы понимали насколько важно научить ребенка чувствовать настроение других людей. Если боль, усталость можно было выразить с помощью словесных фраз, то настроение нужно было показать с помощью жестов, мимики. В дальнейшей работе мы специально обращали внимание на движения, походку окружающих, чтобы научить детей понимать состояние другого человека. Рассматривая иллюстрации в книгах, дети начали сами обсуждать настроение героев, предполагать, что же случилось с тем или иным героем, предлагать варианты помощи.
Познакомив детей с особенностями выражения печали, страдания окружающими, мы начали работу над тем, чтобы дети, увидев ту или иную ситуацию, могли найти и принять решение, которое бы разрешило ситуацию. Дети должны были научиться действовать самостоятельно, то есть помогать другим, вставать на защиту слабых, жалеть, сочувствовать.
Поработав в рамках театрального этюда, мы решили применить те умения, навыки детей, которые мы развивали, в рамках театральных постановок. Для своей работы мы выбрали две сказки – «Репка» «Теремок». Эти две сказки, несмотря на простой сюжет, могут помочь взрослым в формировании коммуникативных навыков, как никакие другие. Во-первых, большое количество героев данных сказок, помогает включить в работу подгруппу детей, а не одного-двух. Во-вторых, эти сказки учат оказывать помощь друг другу, развивают умение слышать друг друга. В-третьих, развивают умение вести диалог, который является основой общения людей друг с другом.
В начале работы мы проигрывали сюжет этих сказок с помощью настольного театра, пальчикового. Детям давались задания следующего рода:
-жалобно позови на помощь бабушку;
- изобрази голосом как бабушке и дедушке тяжело тянуть репку;
- изобрази голосом, как просили звери не залезать мишку в теремок;
Все эти задания предлагались детям с целью закрепить в сознании детей ситуации, когда кому-то нужна помощь. Сначала дети не воспринимали всю важность сюжета сказки «Репка», они не обращали внимание, что каждый герой просит о помощи другого не ради развлечения, а ради того, чтобы помочь дедушке с бабушкой, которые нуждались в их помощи. Увидев, что дети не замечают важности событий в сказке, мы решили, что бабушку с дедушкой сначала будем изображать сами, чтобы подчеркнуть необходимость помощи пожилым людям. Когда взрослые стали играть эти роли сами, в глазах детей появилось сочувствие, они со всей своей детской непосредственностью стали верить как бабушке с дедушкой тяжело, что им, конечно же, нужна помощь. Только после того, как дети осознали, насколько тяжело бабушке и дедушке, эти роли предложили детям. Работая над этой сказкой, мы хотели, чтобы у детей сформировалось желание в любой ситуации помогать пожилым людям.
Сказка «Теремок» тоже имеет большое значение в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста. Данная сказка учит детей строить диалог друг с другом, слушать друг друга. Очень поучительным в данной сказке является момент, когда медведь, не слушая никого, ломает теремок. Для того, чтобы подчеркнуть всю важность умения слушать и слышать, мы предлагали, другие варианты развития сказочного сюжета. Например, кого-то из зверей могло придавить бревном, звери могли обидеться на мишку и тогда, мишка остался бы один, ему не с кем было бы дружить. Обыгрывали сюжет данной сказки также с помощью настольного театра, пальчикового, театра на фланелеграфе. На роль медведя чаще всего приглашались дети, у которых возникали трудности в общении со сверстниками именно из-за неумения слушать. Детям, которые играли роль медведя, давали задание: «Придумай такой конец сказки, в котором медведь бы не сломал теремок». Детям предлагалось прожить ситуацию, когда от них зависело, как другие будут себя чувствовать. С помощью этого задания у ребенка формировалась ответственность за свои поступки, а также умение слышать собеседника.
Выстраивая работу по развитию коммуникативных навыков, а именно таких навыков, как умение слышать, слушать партнера, понимать его состояние, мы заметили, что дети стали меньше конфликтовать, некоторые дети стали помощниками воспитателя в организации коллективных игр, они стали учитывать в играх не только свои желания, но и желания других детей.
Работу в данном направлении мы будем продолжать. В перспективе мы хотим организовать постановку сказок «Репка» и «Теремок», чтобы каждый ребенок смог себя почувствовать героями этих сказок, выразить свои эмоции не только с помощью интонации, но и с помощью мимики, движений, а аплодисменты артистам станут еще одним способом убедить детей, что только бережное отношение друг к другу, приносит настоящую радость.