Анна Ловчикова
Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Активная речь, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.
Дошкольники очень впечатлительны и поддаются эмоциональному воздействию особенно. Однако им интерес не только просмотр спектакля в театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности речи).
Влияние театрализованной деятельности на формирование просодической стороны речи дошкольников огромное.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи по формированию этой речи, налаживают общение со сверстниками, а также позволяют ребенку проявить свою индивидуальность и творческие возможности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Недостаточное развитие просодики приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется интонационно-выразительная окраска речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также сопутствующей им педагогической запущенности.
Театрализация – это импровизация, оживление предметов и звуков.
А так как она тесно связана с другими видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, то возникает необходимость систематизировать ее в едином процессе.
1. Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок знакомиться с окружающим его миром через образы, краски и звуки.
2. Работая над образом персонажа, он начинает подражать его мимике, жестам и голосу.
3. В процессе над выразительности речи персонажа у ребенка активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Во время диалога с другим персонажем ребенку необходимо четко и внятно изъясняться.
В настоящее время в дошкольных учреждениях появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Проанализировав их можно прийти к выводу, что в условиях ДОУ воспитанники должны получать методическое сопровождение с наиболее богатым комплексом упражнений для развития просодической стороны речи.
Можно опираться на следующие материалы:
• Методика и практика для развития голоса З. В. Савковой,
• Система занятий для подготовки актеров В. А. Петрова
• Методику развития речи дошкольников Л. П. Федоренко
• Методика и организация театральной деятельности Э. Г. Чуриловой
Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей : игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в не быстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы.
Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Театрально - игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей : восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям.
Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра.
Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Дети совершенствуют свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Использование мимических и пантомических этюдов и этюдов на запоминание физических действий способствует в постановке проявить себя очень эмоционально и непосредственно. Ведь совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты.
Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений.
Работа над формированием просодической стороны речи.
I. Работа над средствами образной выразительности
Дыхательные упражнения.
Выработка диафрагмального дыхания, увеличению объема. Без постановки речевого дыхания не может быть и хорошего голоса.
1. Воздушный шар
2. Окно и дверь
3. Часы
4. Веселый петушок
5. Обдуваем плечи
6. Насос
7. Потягушки
8. Паровоз
9. Горнист
10. Дерево на ветру
11. Бегемотик
Голосовые упражнения.
Упражнения способствуют развитию умения управлять силой голоса, продолжительностью выдоха.
1. Стон
2. Гудок
3. Эхо
4. Колыбельная
Упражнения на интонирование.
Упражнения помогали детям лучше чувствовать и передавать акценты произносить слова и фразы с различными интонациями (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.).
1. Кто боится прививки
2. Угадай-ка
3. Слушай, думай, называй
4. Щенной и котенок
5. Медвежата
6. Превратимся в птицу
7. Кто где сидит
Упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.
Мимика – движение лица выражает эмоциональное состояние человека.
Жесты – телодвижения, используемые как коммуникативные средства. Чаще всего под жестикуляцией подразумевается движение рук или головы.
Пантомимика -выразительные движения человеческого тела. Пантомимика является средством выражения психических состояний человека, его чувств.
1. Разговор через стекло
2. Изображение сказки
3. Иностранец в гостях
4. Представьте себе
5. Выразительное лицо
В результате I этапа у детей формируется интерес к творчеству, проявляются знания и умения, необходимые для работы над ролью, а также улучшается просодическая сторона речи.
II. Работа на развитие творческой психотехники ребенка-артиста (поведение в сценических условиях).
1. Этюды, цирк, зверинец, имитаций исполнительской манеры людей, воспитание актерской смелости.
2. Групповые этюды – на воспитание импровизированного самочувствия или чувства мизансцены (виден, слышен, не мешаю главному).
III. Это - театрализованные игры. (разыгрывание потешек, сценок, рассказов с помощью разных игрушек, фигурок, пальчиковых и обычных кукол)
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.
1. Эстафета
2. Передай позу
3. Запомни фотографию
4. Кто во что одет
5. Внимательные матрешки
6. Дружные звери
7. Тень
8. Угадай, что я делаю
9. Превращение предмета
10. Что мы делали не скажем, но зато мы вам покажем
IV. Этап – постановочный.
Применение полученных знаний актерского мастерства, сценической речи и движения при работе над ролью. Умение: смотреть и видеть, слушать и слышать. В условиях сценической жизни по-настоящему вспоминать, умение думать на сцене.
V. Показ театрализации (спектакля)