Надежда Сытова
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию воспитателя первой категории Сытовой Надежды Викторовны, МБДОУ№76.
Тема: «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
Актуальность данной темы.
Публикация «План работы по самообразованию „Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Цель:
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Для реализации этой цели мною поставлены следующие задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Этапы работы.
Октябрь 2015г.
- Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
3. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
Ноябрь 2014 г.
- Изучение методической литературы и периодических изданий
Изучение статей в журналах :
«Воспитатель ДОУ»,«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме.
1. Акулова О. А. Театрализованные игры «Дошкольное воспитание». – 2005, № 4.
2. Дунаев Н. О. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка «Дошкольное воспитание». – 2007, № 6.
3. Миронова Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? «Дошкольное воспитание».- 2005, № 5.
Мной разработано перспективное планирование по теме «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
Перспективное планирование на 2015-2016 г. 2 младшая группа.
Октябрь.
1. Разучивание: И. Такмакова «Дожди».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Чтение: «Кто у нас трудолюбивый?»
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
Ноябрь.
1. Чтение: Э. Мошковская «Митя-сам!»
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
2. Игра-драматизация «Волк и козлята».
Цель: Развивать умение детей участвовать с воспитателем в драматизации знакомого произведения.
Декабрь.
1. Разучивание стихотворений : «Чудо-елка», «К детям елочка пришла».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Чтение: А Кольцов «Дуют ветры».
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
Январь.
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: рус. нар. сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята».
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание Сказок; учить следить за развитием сюжета.
2. Разучивание стихотворений: А. Блок «Зайчик», И. Суриков «Зима», А. Пушкин «Зимний вечер».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
Февраль.
1. Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Цель: Привлекать к участию в совместных с педагогом инсценировках знакомых сказок.
2. Чтение: К. Чуковский «Ежики смеются», «Радость»
Цель: Продолжать развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
Март.
1. Разучивание стихотворения: И. Такмакова «Дождик».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Рассказывание: Л. Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода…»
Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
Апрель.
1. Чтение: А. Майков «Колыбельная песня», В. Антонова «Зайки серые сидят», А. Александрова «Белки».
Цель: Учить слушать стихотворение, эмоционально реагировать на его содержание и участвовать в его драматизации.
2. Разучивание: Е. Благинина «Дождик, дождик…»
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
Май.
1. Чтение: К. Чуковский «Путаница», «Чудо дерево», В. Берестов «Коза», С. Маршак «Усатый-полосатый».
Цель: Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем чтении стихотворений; создавать благоприятную атмосферу для восприятия игровых и юмористических текстов.
2. Рассказывание: «Три поросенка» (англ. сказка, обр. С. Михалкова).
Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
. В период 2015-2017г планирую :
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- оформить сборники сочинённых детьми сказок, рассказов, проиллюстрированных детскими рисунками.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Сроки. Формы работы.
Октябрь 2015 г. – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки».
Каждый месяц в группе организуется тематическая выставка детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек.
Октябрь 2015 г. Анкетирование родителей на тему: «Читаем книги с ребёнком дома»;
Ноябрь 2015 г. Круглый стол с родителями «В гостях у сказки».
Январь 2016 г. Участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).
Март 2016 г. Стенгазета «Мои любимые книги».
Май 2016. Совместный выход воспитателя, родителей и детей в театр Юного зрителя.
Сентябрь 2016 – Май 2017 г. Реализация проекта: «В гостях у сказки» (продолжение).
Сентябрь 2016 г. Анкетирование родителей на тему: «Роль книги в семье?»
Ноябрь 2016 г. Консультация «Рецепты составления домашней библиотеки».
Январь 2017 г. Показ родителями театра сказки: «Зимовье зверей» для детей.
Март 2017 г. Продолжить участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).
Май 2017 г. Совместное участие родителей и детей в конкурсе макетов сказочной избы «Домик для сказки».
В течении 2015-2017 г. планирую : создать условия для эстетического развития детей – организовать «Центр эстетики», который будет включать в себя:
1. Уголок книги:
- сделать подбор оборудования: стеллаж для книг.
- планируется каждый месяц организовывать тематическую выставку детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек;
- оформить фотографии детских писателей;
- сделать альбом «Читаем сказки», в котором родители и дети записывают все прочитанные сказки и сказочные повести и к каждой сказке рисуют картину;
- подобрать материал для починки книг воспитателем совместно с детьми (проводить 1 раз в месяц);
- подобрать иллюстрации к стихотворениям «Времена года», т. к. они являются одним из опорных средств, позволяющим детям понимать текст произведения.
2. Театральный уголок:
- планируется сшить костюмы к русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Лиса, кот и петух», «Зимовье зверей;
- связать героев к пальчиковому театру: «Репка», «Колобок», «Теремок»;
- сделать маски для показов детьми театров;
- сделать подбор игр – драматизаций с использованием художественных текстов.
3. Музыкальный уголок:
- Сделать подбор оборудования и материалов, : набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ;
- планируется подобрать совместно с музыкальным руководителем, аудио фонотеку, соответствующую стихотворениям из цикла «Времена года»;
- сделать картотеку песен, попевок, упражнений, артикуляционной гимнастики. Материалом ранее выученном на музыкальных занятиях.
4. Уголок изобразительной деятельности:
- Сделать подбор материалов и оборудования: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.
- оформить галерею детских работ, выполненных в разных техниках.
- сделать папки с различными материалами (иллюстрации пейзажей, портретов, натюрмортов).