Папки-передвижки

Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

наталья киреева
Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Лепка как средство художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребёнка.

Публикация «Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В процессе рисования, лепки, аппликации ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребё нок приобретает различные знания: углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать. Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого» [19, с. 53].

Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

По своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества.

По мнению Г. Г. Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление [10,с. 19]. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют [10, с. 21].

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.

Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам (средний дошкольный возраст) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке [10, с. 23].

Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу [10,12,19]. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.

В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.

В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения.

Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.

Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов.

Иногда вылепленные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны "волосы" для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детей воспитывалась культура труда.

Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно - эстетического развития ребенка – дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Игра как средство художественно-эстетического развития ребенкаИгра как средство художественно-эстетического развития ребенка Для развития детей в уголке художественного творчества были созданы различные игры по цветоведению. Эти игры развивают способности детей.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка» Декоративное рисование. «Роспись коня, вылепленного по дымковской игрушке». Задачи: Учить детей расписывать узором вылупленную фигуру по.

Мастер-класс «Приёмы развития художественно-эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское».

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детейНародное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор,.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят.

Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.

Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Выполнила: Егушева Т. Н.

Перспективное планирование кружковой работы художественно-эстетического направления для детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование кружка художественно-эстетического направления для детей старшего возраста № п/п Тема занятия Программное содержание.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 17:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наталья киреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД