Любовь Макарова
Опыт работы «Театрализованная деятельность детей — шаг к гармонии»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность дает широкие возможности в творческих проявлений детей. Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, потому что закладываются не принудительно. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Воспитание искусством – это меньше всего голое морализаторство, наставление, возвышение образцов, которые достойны подражанию. Воспитательный механизм его более тонок и не всегда так просто уловимый, однако, очень “вкусен” для восприятия детским духовным миром. Детей воспитывает игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера.
Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность детей — шаг к гармонии“» размещена в разделах
Театрализованная игра является одним из эффективных средств развития ребенка. Содержание театрализованной игры преследует много задач. Основное из них это то, что привлекает, возбуждает интерес, понятно, несет в себе какую-то конфликтную ситуацию, вызывающую решение. Театрализованные игры всегда привлекают, часто смешат детей, пользуются у них любовью. Тематика и содержание театрализованных игр должна иметь нравственную направленность, которая есть в каждой сказке и литературном произведении и должна находить место в импровизационных постановках. Это дружба, доброта, честность и смелость. Любимые герои становятся образцами для предпочтения. Но большинство тем, сюжетов освещающих борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и отрицательных героев.
Театр – один из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не зачерствеет, не будет жестокой, духовно не обеднеет.
Театрализованные игры приносят огромную пользу для эстетического и духовного воспитания, для становления характера ребенка, для привития лучших черт, для утверждения себя в обществе.
Сухомлинский любил повторять: “Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого”. Задача театра, искусства: вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней.
Для дошкольников сказка – самый понятный и любимый литературный жанр. В нашем детском саду приоритет мы отдаем русской народной сказке. С младшего возраста детям не только читаем и рассказываем сказки, но и смотрим с ними кукольные спектакли, в которых наши воспитатели выступают уже в роли опытных артистов. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» - любимые театральные спектакли малышей.
Кукольный театр любят не только малыши, но и дети старшего возраста. Но как хочется попробовать себя в роли артиста! Начиная со среднего возраста дети с удовольствием сами участвуют в инсценизации сказок. В своей работе я использую разные виды театрализованной деятельности.
Театр игрушек
В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь не нужно ограничивать полет фантазии, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при перемещении.
Театр картинок.
Все картинки – персонажи и декорации нужно сделать двухсторонними, так как необходимые повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть весьма разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или плоскости опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна плоскость опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Используются и декорации (2-3 дерева – это лес, зеленая ткань – поляна).
Фланелеграф.
Картинки показывают на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной бумаги. Рисунки необходимо подбирать вместе с детьми, это вызывает у них огромное удовольствие. Можно использовать и природный материал.
Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей. Этот вид игр позволяет изобразить массовые сцены, например, “перелет птиц”.
Пальчиковый театр.
Игры-развлечения, игры-забавы, сказки, различные инсценировки, которые сопровождаются показом кукол, одеваемых на пальцы, и действуют за персонажа, изображение которого на руке. В ходе игры ребенок двигает одним или двумя пальцами, проговаривая текст, перемещаясь за ширмой. Можно обходиться и без ширмы и изображать действия, свободно перемещаясь по комнате. С помощью этого вида театра можно показать одновременно несколько персонажей. Например, в сказках “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-лебеди” и другие.
Стало доброй традицией с детками, которым особенно нравится заниматься теартализованной деятельностью ставить спектакли, где почти все роли играют дети. В начале работы над спектаклем я читаю сказку детям и предлагаю выбрать персонаж, который им больше понравился. Для изготовления костюмов привлекаю родителей, воспитателей, у нас в саду есть и своя небольшая костюмерная. Изготовление декораций - творчество всего коллектива. Обычно я использую два состава актеров, как в настоящем театре. Это очень удобно, если вдруг кто-то заболел, всегда есть замена. И спектакли мы показываем двумя составами. Один состав для одной группы, а другой для других зрителей.
Русскую народную сказку «Теремок» а нашем детском саду мы представили вот в такой интерпритации.