Андреева Ольга
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Андреева О. О., воспитатель
ГБДОУ детский сад №50 Приморского района
Санкт-Петербурга
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольном возрасте закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития. Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т. е. вступают в отношения с другими детьми от имени этих персонажей. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей действительности и способность к созданию нового. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления; наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Играя какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности, он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Руководство игрой необходимо, потому что в настоящее время, с появлением новых информационных технологий, на дошкольников обрушился поток разнообразной информации, контролировать который взрослым непросто. С одной стороны, это имеет огромное позитивное значение, так как использование новых источников информации позволяет интенсивно расширять кругозор у детей. Но, с другой стороны, дети приучаются пассивно воспринимать информацию, творчески ее не перерабатывая. Поскольку игра, по мнению ученых, является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней приводит к тому, что происходит их осмысление, присвоение.
Кроме позитивных сторон действительности, в средствах массовой информации дети видят и негативные: агрессию, асоциальное поведение людей и т. д. В игре взрослый имеет возможность осуществлять коррекцию поведения дошкольников, доступно и понятно объясняя им, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому игра при условии грамотного руководства со стороны педагога может превратиться в мощное средство развития ребенка.
В дошкольной педагогике существуют различные подходы к руководству детской игрой. Одним из направлений является методика комплексного руководства игрой, разработкой которого занимались ученые Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова, Н. Т. Гринявичене, А. Д. Саар под научным руководством С. Л. Новоселовой.
Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента:
-ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности,
-обогащение игрового опыта,
-организацию предметно-игровой среды,
-активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.
Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Игра по своей природе социальна, в ее основе – явления окружающей действительности, поэтому как ученые, так и практики в качестве составной части руководства выделяют ознакомление детей с окружающим миром. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность.
В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов: усложнение содержания, усложнение игровых действий, взаимодействие с партнером, самостоятельность и творчество. Во время обучающей игры воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, которые помогает разрешить с помощью советов, наводящих вопросов, но не играя за ребенка, авторитарная или демонстративная позиция обучающего в ней неуместна.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы для игры изготовленные детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.
Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. Руководство сюжетно-ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно и ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.
Рассмотрим на примере.
В подготовительной группе мы организовали сюжетно-ролевую игру «Почта». В предварительной работе по знакомству детей с профессиями, востребованными на почте, мы рассматривали иллюстрации (здание почтового отделения, работа оператора-приемщика, сортировщика и др.); читали стихотворение С. Я. Маршака «Почта»; просматривали презентацию «Путешествие письма», виртуальную экскурсию на почту; изготовили почтовый ящик, журнал регистрации почтовых отправлений и бланки телеграмм; загадывали загадки. Провели работу с родителями по организации экскурсии на почту, изготовления посылок вместе с детьми и сумки для почтальона. После этого мы предложили ребятам написать друг другу письма, а затем распределить между собой роли (почтальон, оператор-приемщик на письма и посылки, кассир, водитель, сортировщик, посетители). Ребята складывали написанные письма в конверт, а затем опускали в почтовый ящик. Некоторые «посетители» отправляли посылки и бандероли, вставали в очередь к оператору-приемщику, общались между собой. Сортировщики раскладывали письма, открытки, журналы и передавали их почтальонам. Были организованы «квартиры» (подписанные стульчики, в которые доставлялись письма.
Ребята были очень увлечены игрой. Они прекрасно вжились в выбранные роли, увлеклись и успешно решали спорные ситуации, возникающие по ходу игры.
Игра помогает ребенку понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно.
Литература
1. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012 – 160с.