альфира афтахова
«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие»
сюжетно-ролевая игра
(для детей старшего дошкольного возраста)
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Образовательная область «Социализация» :
Публикация «„Морское путешествие“, Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием,
- воспитывать у детей культуру поведения;
воспитывать нравственные чувства: дружбу, взаимопомощь, вежливость;
Образовательная область «Труд» :
- учить работать с природным материалом;
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых;
Образовательная область «Познание» :
- рассказать о русских мореплавателях;
- расширять сведения о морских животных;
- познакомить с видами кораблей.
Образовательная область «Физическая культура» :
- совершенствовать двигательную активность;
Образовательная область «Коммуникация» :
- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь.
- активизировать словарь детей за счет слов : акваланг, мореплаватель, сигнальщик, рудовоз, корабли на воздушной подушке, радиограмма.
Оборудование и атрибуты для игры: портреты русских мореплавателей, макеты кораблей, сигнальные флажки, элементы костюмов (фуражка капитана, бескозырка, морские воротники, медицинский халат, фартук, колпак, строительный материал (скамейки, флажки, радионаушники, компьютер, якорь, штурвал, компас, бинокли, фотоаппарат, сеть.
Игровые роли: капитан, штурман, радист, рулевой, матросы, пассажиры (путешественники, врач, сигнальщик, кочегар, водолазы, экскурсовод, полярники, директор зоопарка, начальник порта (воспитатель).
Предварительная работа.
Понедельник.
1. Рассказ с иллюстративным материалом о морском транспорте.
Цель: познакомить детей с событиями современной жизни, рассказать о видах транспорта: пассажирский, грузовой, военный.
Словарная работа: корабли на воздушной подушке.
2. Чтение отрывка из поэмы С. Козлова «Катерок».
Цель: показать, что на море жизнь идет своим чередом: люди работают, корабли возят необходимый груз.
Вторник.
1. Чтение В. Бахревского «Землепроходцы».
Цель: рассказать о русских полярных мореплавателях: И. Реброве, Д. Зыряне, М. Стадухине, С. Дежневе, их открытиях. Показать бесстрашие знаменитых мореплавателей.
2. Составление детьми альбома на тему «Героизм советских моряков в
годы Великой Отечественной войны».
Среда.
1. Прогулка – дать детям задание соорудить постройки из природных
материалов на тему «Речной порт».
Цель: Закреплять умение детей работать с природным материалом; учить сочетать песок с глиной для сооружения судоходной речки, каналов, шлюзов.
2. С. Сахарнов «По морям вокруг земли».
Цель: показать детям, что люди издавна интересовались подводным миром, дать представление о том, каким образом человек смог спуститься на морское дно.
Четверг.
1. Показ макетов кораблей.
Цель: познакомить с видами кораблей, рассмотреть части корабля.
2. Занятие по конструированию – изготовление из бросового материала, бумаги кораблей
Цель: учить отражать в своих постройках полученные знания.
Пятница.
1. Чтение рассказа И. Панькина «Откуда у моряков взялась сила».
Цель: дать понятие, почему моряки сильны и непобедимы, воспитывать уважение к женщинам, т. к. они все лучшее, что имели, отдали детям.
2. Разучить стихотворение Е. Ушана «Рудовоз».
Словарная работа: рудовоз.
Предложить детям раскраску «Морские животные».
Цель: познакомить с внешним видом морских животных, их повадками.
Понедельник.
1. Изготовление атрибутов: рупора, бинокля, сигнальных флажков,
компаса, якоря.
2. Чтение поэмы В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про
маяк».
Примерный ход игры:
В. : - Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, во что мы будем играть. (отрывок из поэмы В. Маяковского «Кем быть»).
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?.
… я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете -
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный -
наверное.
В. : - Да, сегодня мы будем играть в «Пароход» или «Морское путешествие». Что нам нужно для игры? (построить корабль; атрибуты).
В. : - Атрибуты мы сделали, осталось построить корабль.
В. : - Что нам понадобится, чтобы построить корабль? (доски, фанера, картон и т. д.)
Дети строят корабль, используют атрибуты. Наконец, корабль построен и полностью оснащен.
В. : - Как мы назовем наш корабль? (дети предлагают варианты)
Дети самостоятельно распределяют роли. Вводится новая роль – сигнальщик.
В. : - Кто такой сигнальщик? Кого можно выбрать на эту роль?
Дети решили совершить «путешествие на Север» (как С. Дежнев, И. Ребров). Корабль назвали «Семен Дежнев» в честь отважного мореплавателя.
Сигнальщик взмахивает флажком, корабль отправляется в путь.
На «Севере» дети сходят на берег, встречают полярников. Экскурсовод рассказывает о животных. Оказалось, что полярникам надо возвращаться домой и капитан решил отвезти их.
На следующий день дети решили опуститься на дно моря в поисках сокровищ. Для этого заранее «сделали» сломанный корабль, использовали атрибуты: акваланги, водолазные костюмы, сундук с сокровищами.
На третий день дети разыграли сюжет – «Путешествие в Африку». Капитан договорился с директором зоопарка о том, каких животных привезти.
В жарких странах матросы ловили обезьян, попугаев, тигров.
Воспитатель следит за развитием игры, использует словесные приемы: напоминание, советы. поручения; устраняет конфликты.
Воспитатель в роли начальника порта.
В конце игры вместе с детьми подводятся итоги. Воспитатель благодарит всех за хорошее путешествие.