Галина Рублева
Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
. Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую жизнь, примеряя на себя роль строителя, водителя, врача, что в повседневной жизни для него недоступно, так он себя чувствует важным и нужным.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, представлений. Именно в игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, растущая потребность в общении.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Телефонный разговор“ как средство развития диалогической речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Телефон. Все про телефоны
- Темочки
Эльконин Д. Б. отмечал, что сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте особенно важна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношений (источник «Дошкольная педагогика» сентябрь 2017 г).
Работы Д. Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности
- сюжет (во что играют);
- содержание (как играют);
- роль;
- воображаемая ситуация;
- правила;
- игровые действия и операции;
- игровые отношения.
Возьмем в пример «Телефонный разговор», как сюжетно-ролевую игру.
Казалось бы, чего проще - взял телефонную трубку, набрал нужный номер и разговаривай о том, что в голову придет. Вопрос вытекает из этого следующий - «А что) в голову придет»?
Исходя из анализа повседневных игр детей (в том числе и «телефонный разговор», дети не умеют строить свою речь, разговаривая по телефону друг с другом. Обычно, это отрывистые фразы, которые, по большинству своему, они слышат от взрослых («Привет», «Как дела?», «Я на работе», «Пока» и т. д.).
Мало у кого возникает мысль поделиться впечатлениями от изменившейся погоды, о новой купленной игрушке, позвать гостей на чай (или день рождения) по телефону и т. д.
Мы предлагаем вашему вниманию игровой модуль «Телефонная будка», на котором расположены кармашки с различными условными обозначениями.
Цель данного игрового пособия: учить детей особенностям диалогической речи : связно, поочередно, выразительно строить вопросы и ответы, общаясь друг с другом; активизировать словарь детей)
Задачи:
1. Научить детей вести диалог по телефону с взрослыми и сверстниками
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях; переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности.
3. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.
Цель:
1. Совершенствовать диалогическую форму речи
2. Формировать и закреплять умения составлять описательный рассказ (по предметной или сюжетной картине)
3. Развивать все компоненты устной речи и психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие)
Многие скажут, что, используя карточки, строя диалог, ребенок только «выдумывает», где он был, что видел, на чем ехал туда и т. д. В оправдание можно сказать, что это ведь игра! И тут никто не запрещает выдумывать, воображать и говорить с подтекстом «как - будто». Кроме того, мы предполагаем, что, увидев картинки – подсказки со знакомым сюжетом (места, покупки, транспорт, дети вспомнят и захотят рассказать, куда они, на самом деле, ездили, что купили, и т. д.
Пусть, на первый взгляд, эта игра служит лишь развитию диалогической речи, но ведь только научившись общаться друг с другом, дети смогут развернуть полноценный сюжет ролевой игры.
Что касается возрастных групп, то в младшей группе это могут быть простые картинки (автобус едет, девочке подарили куклу, дети играют в парке, чтобы сюжет этих картинок был понятен для маленьких детей.
Для детей постарше, сюжет разговора можно развить различными темами, не только поделиться впечатлениями от увиденного, но и другие, например, пригласить друзей в гости, на день рождения и т. д. ; просто позвонить родным, с кем давно не виделись. Обыграть ситуацию «если набрал неверный номер» – что нужно сказать и, в целом, как правильно построить разговор.
Очень важная тема разговора - тема безопасности, т. е. звонок в службы 01, 02, 03, ведь там важно объяснить не только, что случилось, но и четко назвать адрес, свое имя и причину происшествия, а на это способны только дети старшего возраста. Учить этому важно, ведь ситуации в жизни бывают разные и ребенок должен быть к ним готов, хотя бы информационно.