КЛИМУШКИНА ТАТЬЯНА
Конспект сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сюжетно - ролевой игры
патриотического содержания
«Детская поликлиника»
(старший дошкольный возраст)
Актуальность проблемы организации сюжетно-ролевой игры для патриотического воспитания состоит в том, что становление нравственно-патриотических ценностей и убеждений личности ребенка дошкольного возраста происходит в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности для данного возраста. Именно в совместной игровой деятельности детей создаются предпосылки коллективных взаимоотношений и умений действовать в интересах других. Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства развития патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста состоит в нравственно-ценностном сюжете, содержании игры и ролевых отношениях, в которых ребенок проявляет нравственно-патриотические чувства, осознает и овладевает нормами нравственного и патриотического поведения. Исполнение роле в игре «Детская поликлиника» предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и развивать патриотические качества – уважение к людям труда, гордость за их нелегкую работу, сопереживание близким людям, заботу о их здоровье. Игра «Детская поликлиника» стимулирует у детей эти чувства и качества. Важно и то, что сюжетно-ролевая игра позволяет корректировать поведение старших дошкольников, делая его все более осознанным и подчиненным нравственным нормам и правилам, принятым в обществе.
Темочки:
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Врач. Конспекты занятий на тему медицинских профессий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель: повышать уровень развития игровых умений и качество ролевых диалогов по теме игры.
Задачи:
Образовательные:
– расширять игровые замыслы детей, учить брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
– вызвать интерес к профессии врача, желание больше узнать о медицинских работниках, дать представление о необходимости бережного отношения к своему здоровью;
– учить распределять роли и использовать диалогическую речь для подготовки необходимых для игры условий;
– закреплять навыки ролевого диалога в игре.
Развивающие:
– развиватьспособы проявления патриотических чувств в игре;
– развивать восприятие, мышление, память, внимание, воображение, связную речь, познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции;
– обогащать речевой опыт детей разнообразными видами дилогических реплик;
– развивать умение общаться доброжелательно, без конфликтов.
Воспитательные:
– воспитывать уважительное отношение к людям медицинских профессий;
– воспитывать нравственно-патриотические чувства гуманизма, заботы о близких людях, их здоровье, сопереживания.
Интеграция областей (по ФГОС ДО) :
Социально-коммуникативное развитие – воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.
Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно-эстетическое развитие – реализация самостоятельной творческой изобразительной и конструктивной деятельности детей по изготовлению атрибутов и оборудования к сюжетно-ролевой игре.
Физическое развитие – развитие общей и мелкой моторики; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Словарная работа: обогащение словаря существительных (главврач, педиатр, медицинская сестра, лекарство, рецепт, градусник, температура, анализы, аппетит, диагноз, лечение и др.); словаря глаголов (жаловаться, чувствовать себя, измерить, проверить, сдать (анализы);словарь антонимов прилагательных (здоровый – больной, хороший – плохой (аппетит, горячий – холодный, активный, бодрый – неактивный, вялый и др., антонимов наречий (хорошо – плохо, спокойно - беспокойно).
Материал и оборудование: Реальные предметы: столы, стулья, кушетки. Игровой материал: кукольные аптечки, куклы. Таблички с названиями кабинетов: главный врач, педиатр, процедурная. Для врачей: фонендоскоп, рецепты, белые халаты, шапочки. Для медсестры: медицинские карты, градусники, белый халат и шапочка, шприцы, баночки, коробочки из-под лекарств.
Демонстрационный материал: плакаты о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, о закаливании.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя и беседа о профессии врача, медсестры, о работе врачей разных специальностей (терапевт, педиатр, окулист, хирург, стоматолог и т. д.).
2. Наблюдение за работой медсестры и врача в детском саду.
3. Чтение отрывка о докторе из стихотворения Маяковского «Кем быть?», художественной литературы: В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок. К. Чуйковского «Айболит», С. Михалков «Прививка», Чудесная таблетки», Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».
4. Рассматривание сюжетных картинок «Работа разных врачей в больнице».
5. Просмотр мультипликационных фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок. К. Чуйковского «Айболит».
6. Приготовление атрибутов, оборудования и материалов для игры в совместной деятельности детей и взрослых (воспитателя, родителей).
7. Подготовка игровой зоны – развешивание табличек с названием помещений поликлиники, плакатов о здоровом образе жизни, о пользе витаминов, о закаливании, распределение игрового материала, расстановка оборудования и др.
Индивидуальная работа:
Помогать детям изменять ролевое поведение в зависимости от сюжета и договариваться между собой во время игры.
Предложить некоторым детям в процессе игры поменяться ролями.
Стимулирование участия в диалогах: просить задавать вопросы, отвечать на вопросы воспитателя и других детей.
Стимулировать похвалой, словесным поощрением малоактивного ребенка, давать ему советы, подсказки, образец ролевого поведения и реплик.
Гиперактивного ребенка сдерживать, давая ему дополнительные задания по сюжету игры, чтобы он мог направить свою энергию на их выполнение.
Структура и методические приемы.
Структура включает 4 этапа:
1) мотивационный;
2) организационный (распределение ролей и обсуждение игровых действий);
3) основной (проведение игры);
4) заключительный (рефлексия и подведение итогов).
Методические приемы:
- игровые (воображаемая ситуация, замысел сюжета, распределение ролей и др.);
- наглядные (если нужно, то воспитатель может показать, как нужно производить то или иное игровое действие, например, прослушать дыхание пациента, сделать укол и др.);
- руководство игрой воспитатель осуществляет прямыми и косвенными приемами. Прямое руководство: воспитатель берет на себя роль главврача и прямо указывает детям, исполняющим разные роли, что и как надо делать. Косвенное руководство: воспитатель наблюдает за игрой, дает советы, рекомендации, предлагает разные варианты развития сюжета, хвалит детей.
Воспитатель как ведущая для самостоятельной мотивации игры детей выполняет в игре задачи:
- Обучить детей гибкому ролевому поведению при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
- Учить использовать ролевой диалог.
- Помогать детям изменять ролевое поведение в зависимости от сюжета и договариваться между собой во время игры.
Проблема: поддержка детской инициативы и развитие игровых действий при организации сюжетно-ролевой игры «Детская поликлиника» патриотической направленности.
Ожидаемый результат:
– у детей повыситсяуровень развития игровых умений и качество ролевых диалогов по теме игры;
– игровые замыслы детей расширятся, они научатся брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
– повысится интерес к профессии врача, будет сформировано представление о необходимости бережного отношения к своему здоровью;
– научатся распределять роли и использовать диалогическую речь для подготовки необходимых для игры условий;
– дети овладеют способамипроявления патриотических чувств в игре;
– получат дальнейшее развитие восприятие, мышление, память, внимание, воображение, связная речь, познавательный интерес, творческие способности, эмоционально-волевая сфера;
– дети научатся общаться доброжелательно, без конфликтов;
– повысится уровень уважительное отношение к людям медицинских профессий и нравственно-патриотических чувств (гуманизм, забота о близких людях, их здоровье, сопереживание).
Примерный план.
1. Мотивация детей на игру – 1 мин.
2. Распределение ролей и обсуждение ролевых действия – 2 мин.
3. Выполнение ролевых действий по сюжету игры – 15 мин.
4. Рефлексия и подведение итогов игры. Оценки детей, что понравилось, что нужно добавить в игру – 2 мин.
Ход занятия игры
1. Мотивация детей на игру – 1 мин.
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку:
Если со здоровьем плохо,
Чувствуешь себя не важно,
Здесь врачи тебе помогут.
Это здание - … (Больница).
- Молодцы, правильно отгадали.
- Ребятки, я сегодня в Интернете прочитала замечательную новость. В нашем городе открылась новая детская поликлиника. Это современное большое здание, в нем работают очень хорошие специалисты: врачи, медсестры.
- Представьте, что мы с вами, сидя в поезде, самолете или на корабле, уезжаем все дальше от дома, и вдруг, у нас заболел зуб, горло, ухо, поднялась высокая температура, конечно, мы можем взять с собой лекарство. Но лучше отправиться в путь здоровым. Для этого надо показаться врачу пройти медицинский осмотр.
– Где это можно сделать?
– Кто работает в детской поликлинике?
– А каких врачей вы знаете?
Ответы детей: педиатр, хирург, ЛОР, окулист, ортопед и т. д.
Воспитатель:
– А давайте, ребята, мы с вами станем врачами, медсестрами и откроем свою детскую поликлинику.
2. Организационный этап – 2 мин.
Центр игры – в группе детского сада.
Распределение ролей.
Воспитатель: В нашей поликлинике главным врачом буду я.
- Что делает главврач?
Ответы детей: главврач будет руководить всеми и проверять работу, он должен быть серьезным, ответственным, умным.
Главврач спрашивает:
– Что делает врач-педиатр? Ответы: смотрит горло, меряет температуру, назначает лечение.
– Что делает врач-окулист? Ответы: проверяет зрение, прописывает очки если нужно, лечит глаза, выписывает капли.
– Что делает врач-хирург? Ответы: проверяет, не болят ли ноги, руки, лечит синяки, ушибы, назначает массаж, лечебную физкультуру.
- У нас есть еще медицинская сестра. Что она делает?
Ответы: Приносит медкарты пациентов, меряет им температуру перед приемом врача. Она делает уколы, прививки, выписывает справки.
Распределение ролей и обсуждение ролевых действий.
Воспитатель просит детей проявить инициативу и назвать роли в игре.
Роли: главврач (воспитатель, педиатр, медсестра, пациенты пришли на прием в поликлинику – мама с дочкой, папа с сыночком (дочка и сыночек – это куклы).
Воспитатель просит детей назвать ролевые действия. Сам добавляет ответы детей в соответствии с таблицей.
Роли Ролевые действия
Главный врач Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными.
Педиатр Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, выписывает рецепты на лекарства. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.
Медсестра Меряет пациентам температуру перед тем, как впустить их на прием к врачу. Выполняет назначения врача – делает укол, берет анализы. Беседует с больными. Моет инструменты.
Пациенты (родители с детьми. Дети – это куклы) Приходят на приём к врачу с талоном и медкартой. Рассказывают о состоянии ребенка, показывают, что болит, что беспокоит. Выполняют все советы, назначения врача.
3. Основной этап. Выполнение ролевых действий по сюжету игры – 15 мин.
Главврач объявляет:
– Наша детская поликлиника открывается сегодня. Добро пожаловать. Пациенты берут талоны в регистратуре и расходятся по кабинетам врачей. Занимают очередь. Идут на прием к педиатру.
Около кабинета педиатра медсестра выходит, спрашивает фамилию, имя ребенка (куклы, сколько ему лет. Приносит медкарту, отдает ее врачу. Дает пациентам градусники для измерения температуры перед осмотром врача.
На приеме у педиатра. Мама с дочкой заходят. Мать рассказывает, как чувствует себя ее «ребенок», почему они пришли в поликлинику.
Врач проводит осмотр, ставит диагноз, выписывает лечение и рецепт на лекарства.
Медсестра делает записи в медкарте. По назначению врача ставит укол или берет анализы – в отдельном кабинете.
При окончании осмотра мать с дочкой благодарят врача и медсестру, выходят из кабинета, идут домой. На прием заходит новый пациент – папа с сыночком.
ФРАГМЕНТЫ ИГРЫ С ДИАЛОГАМИ
Пациент заходит в поликлинику сдается свою одежду, берет номерок и проходит в регистратуру.
Пациент:
– Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, талон к врачу (медицинскую карту моего ребенка).
Медсестра:
– Назовите, пожалуйста, фамилию, имя, отчество вашего ребенка, домашний адрес, дату рождения.
Пациент называет данные, берет талон (медкарту) и проходит к кабинету врача. (Медкарту медсестра может сама занести врачу в кабинет).
«Мама» с «ребенком» посещает кабинет терапевта.
Медсестра просит пройти на прием к врачу.
Мама: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит? Расскажите подробно, не торопитесь.
Мама: Мы собираемся в гости, дорога дальняя. И чтобы не заболеть в дороге я хотела бы, чтобы вы осмотрели моего ребенка.
Врач ( осматривает ребенка: проверяет горло, слушает легкие, сердце, измеряет температуру). Говорит: «Вы здоровы, но вам обязательно нужно сделать прививку».
Врач обращается к ребенку: А ты знаешь, для чего нужно делать прививки?
Ответ ребенка.
Врач: Во всем, что нас окружает, много микробов– и полезных и вредных. И чтобы не подхватить опасное заболевание, необходимо делать прививки. Делает прививки процедурная сестра и старается, чтобы никому не было больно. А чтобы вы не болели и всегда были здоровы я, угощу вас витаминами.
Ребенок и мама благодарят врача.
Медсестра просит пройти на прием к врачу.
Пациент: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Что вас беспокоит.
Пациент: Я хотел проверить свое зрение.
Врач осматривает пациента, проверяет зрение.
Врач: У вас есть небольшое покраснение, это вызвано переутомлением. Глаза – очень важный и нежный орган. В течение дня глаза устают. Я выпишу вам капли для снятия покраснения и очки для просмотра телевизора, они помогут вашим глазам не переутомляться.
(Медсестра выписывает рецепт, врач ставит печать и свою подпись) Пациент отправляется в аптеку.
Заключительный этап – 2 мин.
Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы:
– Ребята, понравилась вам наша детская поликлиника?
– Врач выполняла свои обязанности добросовестно? Была вежлива с пациентами? А медсестра как работала?
- Тебе понравилась твоя роль в игре?
- Какая роль самая интересная?
- Что нового узнали?
Подведение итогов игры. Дети принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе, ролевые диалоги и совместные действия в игре.
Воспитатель задает вопросы:
- Что понравилось в игре?
- Какую роль хотел (а) бы ты исполнить в следующий раз?
- Что надо добавить в игру?
РАЗВИТИЕ ИГРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Игра можно продолжить в течение 2-3 дней. Постепенно добавляются новые роли – регистратор, который выдает талоны на прием к врачу, врачи-специалисты, медсестра процедурного кабинета, продавец в аптечном киоске, таксист-курьер, который доставляет лекарства и медицинское оборудование в поликлинику, он же может привезти пациентов в поликлинику и отвезти их обратно домой и др. В соответствии с новыми ролями добавляются игровые атрибуты, пополняется или изменяется предметно-пространственная среда.