Елена Данилова
Сущность и особенности развития детской изобразительной деятельности в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в раннем возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка).
Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
Публикация «Сущность и особенности развития детской изобразительной деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т. д.
Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. [1]
Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
Определение и структурный анализ детской изобразительной деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и являются условием успешного выполнения той или другой деятельности.
Изобразительные способности -- система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Могут проявляться в достаточно раннем возрасте.
Виды способностей :
1. Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.
2. Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в опреде-ленном виде деятельности.
Способность к изо деятельности – специальная способность.
Она характеризуется показателями:
- высокая эмоциональность;
- творческое воображение;
- яркость зрительного восприятия;
- образная память;
- чувства формы и цвета.
Б. С. Кузин выделяет ведущие и спорные свойства способностей к изобра-зительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображ-му явлению, целенаправленность и волю, а опорными - природную чувствительность зрительного анализатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т. п., сенсорномоторные качества руки рисующего.
Талант – способность создавать оригинальные предметы, отличающиеся новизной и высоким совершенством.
Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая создать принципиально новое.
Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей.
Особенности развития изобразительной деятельности с года до двух лет
В период после года ребенка интересует мир предметов и способы действия с ними, поэтому ведущим видом деятельности, в которой ребенок может реализовать эту потребность, является манипулятивная, а затем предметно - орудийная деятельность. А действия ребенка с изобразительным материалом одно из частичных проявлений этой деятельности. Надо отметить, что ребенок от одного года до полутора лет не испытывает потребности рисовать. Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш, он начинает действовать с ними.
Поэтому в этот период (второй год жизни) важно позаботиться о том, чтобы изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, бумага) оказались под рукой. Чем ярче и привлекательней они будут, тем лучше! Ученые вообще считают, что "цвет - это отличное средство управлять детьми". И можно использовать его, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение. Важно также, чтобы материал был прочным, обеспечивал свободу и разнообразие действий, находился в доступном для ребенка месте!
Ребенок может катать, бросать карандаш, мять, рвать бумагу и т. д. пусть это вас не пугает, дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет. Однако без взрослого ребенок не сможет овладеть специфическими способами использования изобразительного материала. Поэтому малышу надо помочь: вложить карандаш в его ручку и вместе с ним почеркать, порисовать. Психологами установлена последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте : от совместного к частичному (совместно-раздельному, когда начинают действие вместе со взрослым, а заканчивает ребенок. Затем действие выполняется на основе показа, а потом самостоятельно только по речевому указанию. В год и два месяца ребенок усваивает способ правильного удерживания карандаша (в трех пальцах, причем на уровне совместно-раздельного действия. В этот период ребенок может не замечать изображение, он увлечен самим материалом, действием с ним. Манипулируя с карандашом, малыш может заметить оставшийся на бумаге след. Обрадованный открытию, кроха стремиться повторить действие. Вместе с ребенком надо удивиться тому, что получилось, похвалить!
С этого момента появляется новый мотив предметной деятельности с изобразительным материалом -стремление получить след! Необходимо закреплять интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге! Важен ритм движений малыша. При многократном повторении закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, так важной в изобразительной деятельности.
Во втором полугодии второго года жизни отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются перекрещенные линии- это период каракуль. Видение образа в своих каракулях важная ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Поэтому важно взрослому "читать" его рисунок, показывая малышу, что в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение. А воображение- основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей!
Появление у ребенка ассоциативного образа зависит от его впечатлений, опыта. Чем больше он видел, знает, чем больше его впечатления, тем больше возможностей для появления образов. С детьми второго года жизни очень важно также рассматривание предметных картинок и иллюстраций в книжках. Ознакомление малыша с окружающим миром- основа образного прочтения им своих игровых картин. [1]
В процессе и в результате совместного "чтения" детских каракулей и их обыгрыванию ребенок не только начинает видеть образ (например, дорожку, но, радуясь своим возможностям, хочет повторить изображение. Наступает очень важный момент в развитии деятельности ребенка, с этого периода малыш не только понимает изобразительный характер - впервые появляется цель, поставленная им самим: "Яблочко! Яблочко! Ещё нарисую яблочко". Сказанное в слух: "Ещё нарисую. " свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла!
Так заканчивается "доизобразительный период" в развитии детской деятельности. Необходимо отметить, что нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей, т. к все её этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; а другой - быстро, как бы одномоментно. Важно видеть перспективу развития и создавать для этого соответствующие условия. [5]
Особенности развития изобразительной деятельности
от двух до трех лет
На третьем году жизни малыш способен переносить усвоенное им действие на новый подобный предмет (способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т. п.) и в новые ситуации (мелком рисует на асфальте, на полу, на доске, на линолеуме и т. п.). Способность реализации в разных ситуациях и с разными предметами, дает ребенку относительную свободу, самостоятельность в решении конкретных задач. Ребенок, обособляясь от взрослого, впервые осознаёт себя как личность, формируется позиция "Я сам". В этот период изобразительная деятельность ориентирована на предметный мир. Открытие, сделанное малышом, что на листе бумаги под его действием может появляться образ какого-то предмета, явления, сильно привлекает ребенка. Поиск содержания образа в каракулях - один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе.
Интересно, что узнанные ребенком в его каракулях предметы становятся своеобразными игрушками-заменителями. Увидев в штрихах водичку, звукоподражанием воспроизводит журчание воды, ритмичными движениями изображает, как она льётся. Таким образом, в содержании детской изобразительной деятельности появляется характерный для этого возраста интерес к предметному миру. Одновременно происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Повышается уровень изобразительной деятельности. Ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в каракулях, а сам определяет содержание будущего рисунка:"Нарисую машину!" То есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу. Рисование "по замыслу" появляется примерно к двум годам; у одних детей чуть раньше, у других - позже. Замысел- это представление будущего рисунка и способов его создания. Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. Но чем ярче и эмоциональнее будут впечатления ребенка, чем больше он видит и знает, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.
Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след!
Родителям необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них- иллюстрации в книжках, скульптура малых форм - статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений. А также обращать внимание на их художественную форму: яркий цвет, поверхность, гладить ладошкой, выражать отношение в улыбке и слове.
Важно воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности : желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми. [3]
Поэтому важно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами материалов (краски, тесто, пластилин, карандаши, мелки) и элементарными приемами их использования. Это важная задача для нас, и решать её надо, пока малыш раскован и смел, пока он рисует все, что хочет и как хочет, и пока ему интересны материал и способы действия с ними.
Заключение
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для развития ребенка. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность.
Изобразительная деятельность развивается по мере становления психики ребенка.
Развитие изобразительной деятельности, включает два этапа: доизобразительный период (различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию., и изобразительный период : (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен).
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте :
- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
- развивается умение создавать и воплощать замыслы;
- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности помогает детям овладеть необходимыми навыками, умениями.
Решающую роль в развитии детской изобразительной деятельности играет обучение. Только при искусной организации педагогического руководства процессом обучения рисованию, лепке и аппликации становиться подлинным средством психического развития ребенка.
Список литературы
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.344стр
2. Казакова Т. С. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М., 2006.256стр
3.https://studwood.ru/1337842/pedagogika/etapy_formirovaniya_izobrazitelnoy_deyatelnosti
4. https://studopedia.ru/11_89667
5. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00632405_0.html
6. https://studfiles.net/preview/2230063/page :10/
7.https://infourok.ru/predposylki_razvitiya_izobrazitelnoy_deyatelnosti_v_rannem_vozroste-492367.htm