Галина Морозова
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста
Известно, что учебная деятельность – ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Младший школьный возраст – период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности. Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки.
Публикация «Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах
Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
Результаты исследований Ю. К. Бабанского, Н. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, П. М. Эрдниева показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.
Многие исследователи проблемы формирования самоконтроля в процессе обучения отмечают, что школа в настоящее время не формирует в достаточной степени его умений у учащихся (Т. Н. Гавакова, А. С. Лында, П. М. Эрдниев и др.). В числе причин такого положения называются следующие: недостаточное понимание учителями роли и значения самоконтроля, стихийность и нерегулярность обучения ему, неумение педагога организовать самоконтроль у школьников.
Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления самоконтроля в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его, приемы и средства.
В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия самоконтроля. Так в педагогическом словаре самоконтроль рассматривается как осознание, оценка, регулирование субъектом своих действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованием общества к поведению человека. Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности под влиянием взрослых. Воспитывать навыки самоконтроля необходимо уже с дошкольного возраста, постепенно совершенствуя и усложняя их в процессе возрастного развития [13; с. 510].
Психологический словарь рассматривает самоконтроль как произвольную регуляцию, которая предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс самоконтроля предполагает так же наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемом действии, состоянии. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например в стрессовой ситуации [ 12; с. 351].
Более существенные черты самоконтроля (его структурные составляющие и акты умственных действий, направленные на осуществление самоконтроля, можно обнаружить в определениях И. В. Страхова: «Самоконтроль – форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов». Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения, подчеркивая, что крайне важно приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами [21; с. 308].
Что касается самоконтроля в учебной деятельности, то большим
шагом вперед в изучении этого вопроса явились работы русских педагогов и психологов К. Д. Ушинкого, П. П. Блонского и других, которые подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения.
К. Д. Ушинский в своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля : активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок. Особенно много внимания уделяет К. Д. Ушинский самоисправлению учащимися своих ошибок. «Как мало впечатления, – пишет он, – во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова». Поэтому пересмотр и исправление ошибок «можно сделать посредством самих же учеников». Отсутствие методически правильной работы над ошибками, недооценка взаимного контроля и самоконтроля за правильностью письма часто бывает «причиной неисправимой потом ошибочности в письме».
На необходимость формирования привычки самоконтроля в процессе выполнения учебного труда указывал П. П. Блонский. По его мнению, ребенок, работая над учебным материалом, должен сам себе задавать вопрос: «Правильно или нет?», сопоставляя при этом свои действия с эталоном. «Усвоение без проверки – простая безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой, – память, работающая под контролем мышления».
В работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина и других психологов самоконтроль рассматривается с позиций концепции формирования учебной деятельности. Самоконтроль они считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой. В учебные программы со временем должны войти усложняющиеся (от возрасту к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.
В учебной деятельности самоконтроль чаще всего связывается со сличением выполняемых действий с известным верным ответом или образцом, который задается извне. Однако при творческом выполнении деятельности, с одной стороны, образец не всегда бывает известен, с другой, самоконтроль конечного результата деятельности в случае неверного ее исполнения, не несет содержательной информации о месте и характере допущенной ошибки. Поэтому особое значение приобретает самоконтроль как осознание выполняемой деятельности в процессе ее осуществления [20; с. 365-369].
Необходимо развивать навыки такого самоконтроля, который не выделялся бы в самостоятельный процесс, а выполнялся бы неразрывно от производимой деятельности. Такой самоконтроль отличается от самоконтроля, производимого в виде проверочных действий или путем сравнения с заданным верным ответом, прежде всего тем, что образец, с которого происходит сличение, носит вероятностный характер. Он может уточняться, даже меняться в процессе деятельности, поэтому для процесса самоконтроля особенно важным является осознание производимых действий.
Если самоконтроль, осуществляемый с помощью образца данного или добываемого, можно заменить контролем со стороны, то самоконтроль как осознание выполняемой деятельности заменить нельзя.
Вопрос о том, как наиболее рационально формировать учебную деятельность, в какой последовательности передавать ее элементы для самостоятельного выполнения, еще не решен. Есть основание предполагать, что формирование контроля идет от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения - это оценка, то есть установление того, усвоено или еще не усвоено то или иное действие. Если ученики полноценно усвоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда.