Светлана Сизенкова
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте.
▼ Скачать + Заказать документы
«Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997).
Публикация «Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте,» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хофманн первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).
Необходимо отметить, что есть большая разница между просто активностью и гиперактивностью.
Давайте попробуем в этом разобраться.
Активный ребенок
Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать – может и книжку послушать, и пазл пособирать. Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, т. е. даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
Гиперактивный ребенок
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Активный ребенок
Активен не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.
Гиперактивный ребенок
Неуправляем везде, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях (дом, магазин, детский сад) ведет себя одинаково активно.
Активный ребенок
Не агрессивен. Т. е. случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Нарушения внимания
1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. Не может до конца закончить поставленную задачу.
5. Слушает, но кажется, что не слышит.
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
7. Плохо организован.
8. Часто теряет личные вещи.
9. Забывчив.
Гиперактивность/импульсивность
Гиперактивность:
1. Ребенок суетлив.
2. Не способен усидеть на одном месте.
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своем месте).
4. Не может тихо, спокойно играть.
5. Всегда нацелен на движение.
6. Болтлив.
Импульсивность:
7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.
Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом проявлении.
Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.
При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:
- концентрировать внимание;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои умения;
- снимать мышечное напряжение;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с гиперактивными детьми.
1. В общении с ребенком поддерживайте позитивную установку. С ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.
2. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, мозаика и т. п.)
3. Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т. к. в противном случае ребенок просто не услышит вас.
4. Не просите ребенка сделать сразу несколько поручений, т. к. ребенок просто не запомнит их.
5. Система ограничений и запретов должна быть четкой, количество запретов должно быть сведено до минимума.
6. Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребенку, дайте ему возможность выбора другого занятия.
7. За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребенка об этом. Можно использовать звуковой сигнал.
8. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
9. В занятиях обязательно использовать физминутки (релаксационные паузы, ритмическую, пальчиковую гимнастику).
10. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним.
11. Использовать в работе с детьми игры для развития быстроты реакции, координации движений; подвижные игры с использованием сдерживающих моментов; психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния; работу с глиной, водой и песком.
12. Обучать детей приемам саморегуляции, самомассажу.
13. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры.
14. Необходимо хвалить ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, т. к. только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь таким детям быть успешными.
Спасибо за внимание!