Марина Резепова
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом
▼ Скачать + Заказать документы
Периодом интенсивного физического, психического и социального развития, освоения культурных и нравственных ценностей является младший школьный возраст. Именно на данном возрастном этапе дети учатся ориентироваться в отношениях между людьми, действовать в соответствии с общепринятыми нормами, приобретать опыт самостоятельных поступков и решений [1].
Важное значение в социальном развитии детей младшего школьного возраста имеют взаимоотношения со сверстниками, в которых они чувствует себя свободнее, чем в отношениях со взрослыми, учатся отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение и позицию других детей. В группе сверстников у младших школьников активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации, а гармоничные отношения являются необходимым условием для эмоционального и психологического развития каждого ребенка [2, с. 58].
Темочки:
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте у детей увеличен опыт взаимодействия со сверстниками, которые являются не только партнерами по учебе и разным видам совместной деятельности детей, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом, социометрический статус детей данного возраста оказывает влияние на развитие всех сфер их психики (аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную) [5].
Исследованием проблемы социометрического статуса детей занимались многие ученые – Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др. Данные исследователи отмечали влияние социометрического статуса на повседневное самочувствие и настроение детей и доказали необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для повышения данного статуса в группе сверстников.
Одним из главных условий, благоприятно влияющих на развитие социометрического статуса детей младшего школьного возраста в группе сверстников, является развитие и состояние их эмоционально-волевой сферы, так как, по мнению многих исследователей (П. К. Анохина, В. К Вилюнас, К. Изард, Е. И. Изотова, П. В. Симонов, уровень развития данной сферы играет решающую роль в выстраивании межличностных отношений.
На сегодняшний день существует огромное количество работ, посвященных проблеме социометрического статуса младших школьников в группе сверстников. Множество исследований посвящено проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей. Вместе с тем недостаточно изучен вопрос особенностей эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом.
С целью выявления особенностей эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом, нами было проведено эмпирическое исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городокская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Г. С. Корнева» (Красноярский край, Минусинский район, село Городок). В исследовании приняли участие 100 детей младшего школьного возраста в возрасте от 8 до 11 лет.
Для решения поставленных эмпирических задач мы использовали такие методики как «Социометрия» Д. Морено, методику «Шкала школьной тревожности» А. М. Прихожан, методику «Развитие волевых качеств» Т. И. Шульги, методику «Исследование эмоционального состояния» Э. Т. Дорофеевой.
В результате проведения методики «Социометрия» Д. Морено, было вывялено, что среди младших школьников, принявших участие в эмпирическом исследовании, 15 % детей имеют социометрический статус «Звезды», 53 % детей – статус «Предпочитаемые», 20 % детей имеют социометрический статус «Пренебрегаемые» и 12 % детей имеют статус «Отверженные».
Далее, в результате проведения методик «Шкала школьной тревожности» А. М. Прихожан, «Развитие волевых качеств» Т. И. Шульги, «Исследование эмоционального состояния» Э. Т. Дорофеевой, нами было выявлено, что у детей, имеющих статус «Звезды» (так называемые высокостатусные младшие школьники, выявлен низкий уровень школьной тревожности, высокий уровень развития волевых качеств и умение организовывать свою деятельность, эмоциональная нестабильность, переживание состояния функционального возбуждения. У детей, имеющих социальный статус «Предпочитаемые» (среднестатусные младшие школьники) выявлен низкий уровень школьной тревожности, высокий уровень развития волевых качеств и умение организовывать свою деятельность и деятельность других, эмоциональная стабильность и состояние функциональной расслабленности. У детей, имеющих статус «Пренебрегаемые» (низкостатусные младшие школьники) выявлен средний уровень школьной тревожности, средний уровень развития волевых качеств и слабая организовывать своей деятельности, эмоциональная стабильность, состояние функциональной напряженности и настороженности. У детей, имеющих статус «Отвергаемые» (низкостатусные младшие школьники) выявлен высокий уровень школьной тревожности, низкий уровень развития волевых качеств и неумение организовывать свою деятельность, состояние эмоционального торможения.
Итак, социометрический статус детей младшего школьного возраста является их статусом в классе, которые определяется предпочтениями и проявлениями отвержения, получаемых одноклассниками. По результатам эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы: у детей младшего школьного возраста с разным социометрическим статусом выявлены особенности эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в том, что высокостатусные младшие школьники («Звезды») имеют низкий уровень школьной тревожности, высокий уровень развития волевых качеств и умение организовывать свою деятельность, эмоциональная нестабильность, переживание состояния функционального возбуждения. «Предпочитаемые» младшие школьники имеют низкий уровень школьной тревожности, высокий уровень развития волевых качеств и умение организовывать свою деятельность и деятельность других, эмоциональная стабильность и состояние функциональной расслабленности. У детей «Пренебрегаемых» средний уровень школьной тревожности, средний уровень развития волевых качеств и слабая организовывать своей деятельности, эмоциональная стабильность, состояние функциональной напряженности и настороженности. У «Отвергаемых» младших школьников высокий уровень школьной тревожности, низкий уровень развития волевых качеств и неумение организовывать свою деятельность, состояние эмоционального торможения.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 2018. 420 с.
2. Общение в социальной группе / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 2017. 150 с.
3. Пронина А. Н. Влияние эмоциональных переживаний на социальную успешность детей / А. Н. Пронина // Вестник НГПУ. 2018. № 4. С. 48-54.
4. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция: учебн. пособ. / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М., 2015. 158 с.
5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст / П. М. Якобсон. М., 2019. 250 с.