Ирина Фисунова
Создание условий обеспечения психологически безопасной образовательной среды для раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая безопасность образовательного процесса :
это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Такое возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психического климата в образовательном учреждении,поддерживающего и инициирующего процессы развития воспитанника,его потенциальных возможностей.
Публикация «Создание условий обеспечения психологически безопасной образовательной среды для раннего возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что-либо против его воли порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины. Известно, что,адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды ребенком воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые дети и взрослые, незнакомые игрушки, всё – незнакомо. От того, как будет организована образовательная среда,будет зависеть вид адаптации ребенка.
Психологическая безопасность :
это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
Предметно-пространственная среда.
Грамотно организованная среда позволяет занять малышей. В дошкольных организациях созданы условия трех видов действий с предметами. Они включены в организацию всех центров детской активности.
Зонирование группы (создание центров).
Позволяет переключить ребенка с одного вида деятельности на другую. К примеру, в центре "волшебный сундучок" малышам нравится играть с водой и сыпучими материалами. Такие игры выполняют "психотерапевтическую"релаксационную,функцию,успокаивая детей. Вместе с тем,у детей повышается тактильная чувствительность,развивается мелкая моторика и общая координация движения.
Двигательно-игровая
Малыши получают удовольствие от того что управляют своим телом, для них это двигательная разрядка эмоционального напряжения. Такое же действие оказывают игрушки (заводные,звучащие, двигатели и игрушки-каталки).Организованная таким образом двигательно-игровая, сенсоматорная и предметно -манипулятивная активность детей становится основой для налаживания взаимодействия ребенка со взрослым. Такой вид позволяет малышам преодолеть агрессивность и неуверенность.
Основные направления работы с детьми раннего возраста.
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей
Развитие игровой деятельности
Формирование доверительных отношений ребенка со взрослым
Организация общения со сверстниками.
Реализуя направления работы, педагоги используют элементы психолого-педагагические технологии обеспечения безопасности образовательной среды.
Используя элементы народной педогогоки, музыкальных произведений и игр,пальчиковые игры, игры с водой и сыпучими материалами.
Комплексы эмоционально-стимулирующей гимнастики. Позволяет снять мышечное напряжение у малышей. Такую гимнастику педогог проводит в утренние часы для положительных эмоций и хорошего тонуса на целый день.
Все перечисленные формы работы с детьми способствуют становлению психической безопасности и доверительных партнерских отношений.