Надежда Вострецова
Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию и воображение ребёнка.
Публикация «Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что такое воображение? Это не просто детские мечты и небылицы. Это вид мыслительной деятельности направленный на обработку уже имеющейся информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами ребёнок должен опираться на память, логическое мышление, чтобы создать новую модель чего-либо.
По признакам возникновения и протекания процесса воображение бывает :
- Неуправляемое (лишённое причинно-следственных связей, яркое, нелогичное)
- Воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями которые уже успели осесть в памяти)
- Творческое (образы возникают без опоры на опыт)
Именно творческое воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление, именно его нужно развивать ребёнку. Чтобы малыш мыслил продуктивно и свободно необходимо копить впечатления об окружающем мире, опыт взаимодействия с людьми и предметами.
Фантазия — это импровизация на свободную тему. В психологии это элемент воображения.
Существует ли разница между двумя этими понятиями?
На самом деле отличий немного. Фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, это - совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий
Хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют развитию творчества.
Ребёнок рождается с избыточным количеством нейронов, у него нейронов больше чем у взрослого человека. Клетки сохраняются если мы, взрослые смогли их активизировать, воздействовать на них. Если ребёнок воспитывается в ограниченной среде с точки зрения сенсорных факторов, то у него активизируется меньшее количество клеток и создаётся меньше нейронных связей.
Как было сказано выше – традиционным носителем фантазии является сказка. Рассказывая сказки в младшем группе, мы всегда привлекаем детей к рассказыванию, так чтобы ребёнок был участником сказки.
Приведё м несколько примеров:
- Рассказывая сказку «Колобок» вместо колобка мы взяли мяч для большого тенниса и раздали каждому ребёнку. Так каждый ребёнок стал колобком. Колобок катится по ручкам и ножкам ребёнка, по ковру. Герой (заяц, волк, медведь, лиса) подходит к любому ребёнку-колобку и ребё нок говорит: не ешь меня я тебе песенку спою, а песню дети поют вместе. Так мы показали детям, что с мячом можно играть по-другому.
Для рассказывания сказки «Лиса и заяц» мы взяли бусы. С их помощью мы показали, что солнце вышло, ледяная избушка растаяла и превратилась в лужу. Помогая рассказывать сказку дети имитировали плачь зайца, рёв медведя, лай собаки, крик петуха, а также походки героев сказки.
Мы показали нашим воспитанникам, что из бус можно выкладывать образы предметов. Для детей младшего возраста это новая, сложная но интересная задача. И дети с удовольствием пробуют.
Все мы знаем, что такое мозаика - это не просто детская игра…
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе игры воспитываются такие качества как внимательность и наблюдательность, усидчивость, развивается абстрактное и пространственное мышление.
А самых маленьких еще знакомит с основными формами и цветами.
Мы сделали магнитную мозаику сами из листового магнита и самоклеющихся обоев.
В среднем возрасте дети уже могут самостоятельно вырезать полоски и использовать их в аппликации.
Так же в среднем возрасте детям вполне доступны поделки в технике папье-маше.
В старшем и подготовительном возрасте можно пробовать с детьми рисовать музыку. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают воображение, абстрактное мышление, внимание. Есть ещё один важный момент: такие задания обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их.
Театрализованные занятия всесторонне развивают ребенка. Они ненавязчиво дают знания детям по сенсорике, математике, знакомят их с окружающим миром, совершенствуют движения, являются источником развития чувств.
Участвуя в театральных постановках у детей развивается воображение и они уже сами начинают сочинять сказки и показывают их своим друзьям.