Лариса Борисова
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени. Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности, вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в группе прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.
Какие условия способствуют созданию эмоционального благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом?
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- понимание потребностей каждого ребенка;
- установление доверительных отношений с каждым ребенком.
Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями.
Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Педагогу-воспитателю важно ознакомить детей с оригинальной эмоциональной азбукой, научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей и родственников, научить рассматривать причины различных настроений.
Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики.
Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса.
Именно от нас – взрослых во многом зависит сохранение психологического здоровья детей!