Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», - писал П. И. Чайковский. Музыка делает богаче и разнообразнее внутренний духовный мир человека своей чудесной возможностью рассказывать о переживаниях людей, объединять их.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Музыка является одно из средств художественно-нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Она помогает ребенку глубже воспринимать окружающий мир. Музыка приноси ребенку радость, развивает его фантазию, творчество. Как здорово, когда малыши, слушая музыку, двигаются ей в такт, подпевают, импровизируют. Прекрасное музыкальное произведение дает ребенку возможность прикоснуться великим ценностям музыкального искусства.
Г. А. Струве писал: «Чем раньше мы займемся музыкальным воспитанием детей, тем более ощутимые результаты мы получим». В учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность» определена цель музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста – формирование основ музыкально-сенсорной культуры. Учебной программой поставлены и задачи развития воспитанников в деятельности :
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к различным видам музыкальной деятельности, стремление к самовыражению в процессе слушания, пения, музыкально-ритмической деятельности, элементарного музицирования;
• Формировать первоначальный художественный опыт на основе приобщения к музыкальной деятельности;
• Воспитывать потребность в общении с музыкой, эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, познавательное отношение к звуковой действительности.
Достижению цели и решению задач способствует грамотно организованная образовательная среда в группе, частью которой является музыкальный уголок.
Он создается в группе для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по музыкальному воспитанию, обеспечения самостоятельной деятельности детей, формирование у них музыкальных умений и навыков, организации музыкального творчества воспитанников.
При организации музыкального уголка в группе мы придерживались следующих педагогических требований:
1. Оборудование уголка должно быть доступно и разнообразно для малышей.
2. Оборудование должно соответствовать возрасту детей.
3. Пособия должны быть безопасными и эстетически оформленными.
4. Оборудование уголка должно быть мобильным.
5. Материал должен активизировать интерес воспитанников к музыке.
Наш музыкальный уголок условно разделен на три раздела: оборудование для восприятия музыки, атрибуты для воспроизведения музыки, пособия для самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей. Основное место в уголке занимают музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты.
Очень любят ребята играть на цимбалах. Это белорусский народный инструмент, один из символов Беларуси.
В группе создан оркестр шумовых инструментов.
Музыкальные игрушки и инструменты используем для музыкального творческого музицирования.
Имитационные игрушки и инструменты используются детьми в сюжетных играх, где дети представляют себя музыкантами, артистами.
В уголке имеются музыкально-дидактические игры. Игра «Что делают в домике» развивает интерес к музыке, музыкальной деятельности, расширяет представления о жанрах музыки».
Игра «Угадай настроение музыки» закрепляет представления о том, что музыка выражает чувства, настроение человека.
Игра «Определи жанр» закрепляет представления детей о разнообразии жанров музыкальных произведений (марш, колыбельная песня, танец).
Музыкально-дидактическая игра «Листопад» способствует развитию у детей интереса к музыке, обогащает представления о длительности музыкальных звуков через использование приемы моделирования.
Игра «Спрятанные ноты» расширяет представления о высоте музыкальных звуков.
Игра «Музыкальное лото» содействует развитию творческих способностей воспитанников.
Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в уголке имеется игрушечный проигрыватель с набором пластинок из картона.
Чтобы удовлетворить желание воспитанников послушать музыку, для поддержания интереса к ней, регулярно в группе устраиваем вечера в «Музыкальной гостиной», где ребята слушают народную, классическую, современную музыку инструментального и вокального жанров, музыкальные сказки, песенки из любимых мультфильмов. Для этого вида совместной деятельности с помощью родителей приобрели музыкальный центр,
с помощью родителей собрана большая фонотека.
Есть произведения белорусского фольклора.
Содержание аудиакассет, дисков, USB внесли в каталог.
В распорядке дня группы регулярными стали «Минутки музыки». Тематика музыкальных минуток зависит от вида музыкальной деятельности : «Танцевальная импровизация»,
«Песенки – чудесенки»,
«Музицируем сами».
В группе имеются разнообразные тематические альбомы: «Композиторы»,
«Музыкальные инструменты»,
«Белорусские народные инструменты»,
«Наши песенки» с иллюстрациями по сюжетам знакомым песен.
При содействии родителей собраны стихи о музыке,
загадки о музыкальных инструментах,
коллекция раскрасок для закрепления представлений о музыкальных инструментах.
Материал для организации музыкальной деятельности воспитанников систематизирован. Содержание внесено в «Паспорт музыкального уголка».
В заключении хочу добавить, что главным критерием в организации образовательной среды для музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста является не количество предметов, а неограниченные возможности их использования при организации детской деятельности.
Благодарю за внимание к материалу.