Дина Гильфанова
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи
Joint work of a speech therapist and a teacher on the formation of lexical and grammatical structure in children with severe speech disorders
Ключевые слова: учитель-логопед, воспитатель, дети, лексика, грамматика, занятия, взаимосвязь, тяжелые нарушения речи
Keyword : teacher-speech therapist, educator, children, vocabulary, grammar, classes, relationship, severe speech disorders
Публикация «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Аннотация: Статья описывает опыт совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающих детский сад компенсирующего вида.
Annotation : The article describes the joint experience of a speech therapist teacher and an educator on the formation of lexical and grammatical structure in children with severe speech disorders who attend a compensating kindergarten.
С каждым годом, я наблюдаю, что количество детей с речевыми проблемами увеличивается и проблема адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи к быстро меняющимся условиям жизни, приобретает актуальность.
В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др., основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ТНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексико-грамматической стороны речи.
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи я наблюдаю, что овладение грамматическим строем речи детьми с ОВЗ проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В связи с этим я пришла к выводу, что успешное осуществление коррекционно - воспитательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, в условиях специальной логопедической группы предлагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Работа воспитателя в группе с детьми с ОВЗ заключается в том, что он проводит занятия по теме, заданной учителем-логопедом. Индивидуальные занятия с детьми, как правило, проводят во второй половине дня. В ходе вечерних занятий происходит отработка материала лексической темы, грамматического строя речи который был рекомендован логопедом, также закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Логопед начинает работу над темой с уточнения лексического значения слова или если оно известно со значения его грамматической формы. Работа по овладению детьми полным объемом предлагаемого материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии. В обязанности логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности. Речевой материал для проведения коррекционной работы подбирает учитель-логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.
Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим признакам, но и специфически речевым: учитывается звуковой и морфологический состав слов, грамматическое значение, слоговая структура слова, ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относится к таким темам, как употребление слов с определенными морфемами, знакомство с той или иной моделью словоизменения, это почти вся работа над пониманием устной речи. [1, c.271]
Например, на занятиях по развитию элементарных математических представлений, воспитатель может с детьми закрепить согласование существительных с числительными, лексику, связанную с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Могут закрепить форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (например, пять елочек, к трем кружкам). Логопед получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять ручек, грибочков, шариков, углубить знакомство детей с категорией одушевленности (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух мальчиков).
Воспитатель может отработать лексику и грамматику не только на занятиях, но и в режимных моментах. Например, во время подготовки к прогулке по темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», закрепляет слова действия (надеть, одеть, снять, повесить). Упражняет в образовании относительных прилагательных от названий материалов из которых изготовлена одежда, обувь (обувь из кожи – кожаная, шапка из меха – меховая). Во время сюжетно-ролевой игры закрепить такие глаголы как: выгладить, просушить, погладить. На прогулке, так же могут закрепить правильное употребление лексики по темам «Времена года», «Растения», «Животные», «Насекомые», «Птицы», «Деревья». Закрепить грамматические конструкции такие как употребление существительных во множественном числе (один лист – много листьев, одно дерево – много деревьев); относительных прилагательных (лист березы – березовый, лист осины – осиновый).
Во время подготовки к обеду и завтраку воспитатель может закрепить лексику и грамматику по теме «Посуда», употребляя беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы; предложные конструкции; использовать в речи согласование прилагательных с существительными (чайная ложка, бумажные салфетки); простые предложения с однородными членами (перечисление нескольких действий или объектов).
Во время дидактических игр учить детей правильно использовать навыки и умения, полученные на логопедических занятиях по закреплению употребления конструкции с предлогами в, на, под, используются игры «Найти место предмета на картинке», «Угадай где спряталась игрушка» и другие. Употребление относительных прилагательных, образованных от существительных игры «Что из чего?», «Осенние листья».
Таким образом, создаются условия для многократности повторения лексики и грамматики на занятиях и во время режимных моментов. Кроме того, общение в процессе совместной деятельности - это практика, в результате которой ребенок обучается, усваивает, уточняет грамматический строй речи.
Лишь тесный контакт в работе между воспитателем и учителем-логопедом поможет устранить различные речевые проблемы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, что непременно поможет дальнейшему успешному обучению в школе. [4, c.75]
Список использованной литературы
1. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. ,2010. – 271 с.
2. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
3. Михеева И. А, Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. СПб: Каро, 2017. – 375 с.
4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе для детей с нарушениями речи/Т. В. Пятница. –Мн. :Аверсэв, 2015. – 75 с.