Татьяна Богомолова
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи
Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. Для того чтобы его сформировать, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции. В поисках новых форм и методов работы, я познакомилась с технологией наглядного моделирования, где речевой материал подается через наглядно-игровые модели, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.
Темочки:
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи
Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. У детей данной категории бедный словарный запас, наблюдаются аграмматизмы, неправильное употребление в речи падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе. Для того чтобы сформировать лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции.
В поисках новых форм и методов работы, я познакомились с технологией наглядного моделирования, в основе которой лежит принцип замещения: реальный предмет заменяется другим предметом, его изображением или каким-то условным знаком.
Для развития лексико-грамматической стороны речи детей, предлагаю речевой материал подавать с помощью наглядно-игровых моделей, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.
Представляю свою картотеку, условно разделё нную на две части:
1. формирование лексики
2. и грамматики.
Наглядный материал является полифункциональным и открывает широкие возможности для творчества.
На расширение словаря (предметного, глагольного, словаря прилагательных) : •
«Что или кто?» – дифференциация грамматических значений одушевлённости и неодушевлённости («Кто это?» или «Что это?»)
• «Что есть у…» — формирование структуры значения слова, умения соотносить предмет и его составляющие (чайник-носик, ручка, крышка, донышко, грузовик-кабина, кузов, руль, колеса)
• «Я назову 5 слов» – классификация слов на основе различных семантических признаков («Я назову 5 фруктов, овощей, насекомых…»).
•«Времена года» — закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года (Дети выбирают и называют картинки, которые соответствуют выбранному времени года).
• «Бежит-летит» – подбор необходимого глаголов движения, умения их различать (Ворона летит. Кит плывёт. Волк бежит.)
• «Наоборот» – слова-антонимы ( глаголы: подниматься — спускаться, взять-положить; прилагательные: высокий – низкий, толстый-тонкий, пустой-полный).
• «Девочка Женя-Мальчик Женя» — образование форм глаголов женского и мужского рода прошедшего времени (Женя мыла чашку. Женя мыл чашку.)
• «Какой, какая, какое, какие» – уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, их согласование с опорой на окончание -ая, -ой, -ое, -ие (поздняя осень, мелкий дождь, пасмурное небо, желтые листья).
На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:
• «Один – много» – дифференциация существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (брат-братья- много братьев)
• «Весёлый счёт» – согласование числительных с существительными. (Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок).
• «Ласковые слова» – образование уменьшительной формы от названий предметов (Кукла-куколка, мяч-мячик)
• «У Великана» – образование увеличительной формы от названий предметов (нос-носище, рука-ручища, нога-ножища).
• «Жадина» – определение рода существительного, согласование с притяжательными местоимениями (мой стол, моя кровать, мои стулья)
• «Мама, я тут!» – словообразование слов, обозначающих название детёнышей (мама овца, детеныш ягненок, детёныши ягнята).
• «По домам» — употребление предложного падежа имён существительных, образование притяжательных имен прилагательных, согласование их с именами существительными (лиса живет в норе (где живет лиса, нора лисы (чья нора) — лисья нора).
• «Профессии мужские и женские» – словообразование слов, обозначающих женский вариант профессии (летчик-лётчица, художник-художница, продавец -продавщица).
• «Потерянный хвост (уши, голова)»- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные, употребления в речи падежных окончаний (заячья голова, заячий хвост, львиная голова, львиный хвост).
• «Кукольная школа», «Лицо мальчика» — образование формы родительного падежа имени существительных: Что спрятала кукла, чего нет? (локтя, ноги, ладони, ключицы)
• «Огород» — образование формы винительного падежа существительного, употребление приставочных глаголов (Я сажаю чеснок. Я посажу баклажан. Свеклу выдёргивают. Картошку выкапывают,
• «Бабушкины запасы» — образование относительных прилагательных (варенье клубничное, яблочное, сливовое)
• «Рабочий инструмент» — учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д., употребление дательного падежа имён существительных (расчёска нужна парикмахеру, глобус нужен учителю).
• «Дикарь и фермер» — закрепление формы винительного падежа, расширение лексического словаря по теме «Дикие и домашние животные» (Фермер пасет корову, лошадь, свинью… Дикарь охотится на зайца, на лису, на белку … на медведя … на кабана)
• «Супермаркет» — расширение активного словаря по теме «Продукты питания», закрепление формы винительного падежа (Я куплю колбасу, сыр, бублик, картошку)
• «Чудо-ёлка»- учить подбирать существительные к прилагательному, согласовывать существительные с числительными (Красное яблоко, зелёная стрелка, синий самолет. Одна капля, две капли, три, четыре, пять капель)
• «Пташки-милашки» — формирование навыка использования пространственных предлогов при построении предложения с использованием схем предлогов. (Синица сидит на пеньке. Воробей отдыхает под ёлкой).
• «На поляне» — формирование навыка использования пространственных предлогов, употребление приставочных глаголов движения. (Гусеница подползла к грибу. Бабочка улетела с цветка).