Марина Меньшикова
Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР» Учитель-логопед : Меньшикова М. И. г. Курган
«Овладение языком является важным условием
умственного развития…» (А. Н. Леонтьев)
Количество детей с речевыми проблемами не уменьшается и проблема адаптации детей с общим недоразвитием речи к быстро меняющимся условиям жизни приобретает особую актуальность. В связи с этим совершенствование методов коррекционной работы вызывает большой интерес.
Публикация «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР» размещена в разделах
В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др., основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с НР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексико-грамматической стороны речи.
Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Анализ речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы :
• употребление сущ. в форме мн. ч. Р. п. ;
• согласование существительных с числительными;
• образование существительных при помощи суффиксов;
• образование относительных и притяжательных прилагательных;
• употребление предложно-падежных конструкций.
Задача ДОУ – воспитание полноценной личности. Необходимо сделать все для того, чтобы дети, как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В связи с этим я пришла к выводу, что проблема овладения грамматически правильной речью в настоящее время очень актуальна. Только систематическая, планомерная и совместная работа педагогов и родителей приведет к устранению нарушений лексико-грамматических компонентов речи детей.
Система работы с детьми построена на основе Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) - Автор Н. В. Нищева. Кроме программы в коррекционно-логопедической работе использовались методические разработки : Коноваленко В. В, Коноваленко С. В., Гомзяк О. С., Агранович З. Е., Александровой Т. В., Арушановой А. Г., Смирновой Л. Н., Крупенчук О. И., Нищевой Н. В., Ткаченко Т. А., Новоторцевой Н. В. и др.
Кроме этого, мною разработан дополнительный материал, который помогает более эффективно решать коррекционные задачи в условиях ДОУ.
Коррекционный процесс является непрерывным, равноправными звеньями, которого являются воспитатели, узкие специалисты детского сада, а так же родители детей логопедической группы. Эффективность коррекционной работы, как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников.
Исходя из опыта работы, я использую тематический принцип организации учебного материала. На протяжении всего времени изучения темы все специалисты, воспитатели, а так же и родители работают в тесной взаимосвязи, по единому перспективному плану.
Для усвоения учебного материала детьми, воспитателям и специалистам предлагаются подобранные мной задания для коррекционной работы. Они включают в себя: дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, артикуляционную и дыхательную гимнастики, физкультминутки, игры на развитие психических процессов, развитие связной речи и мелкой моторики.
Также проводится тесная взаимосвязь логопеда с родителями детей-логопатов. Еженедельно им выдаются методические рекомендации по изученной теме, в которых широко использованы дидактические словесные игры, художественное слово, наглядность. Рекомендации направлены на стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего речевую патологию. Таким образом, родители систематически знакомятся с темой, которая изучается на логопедических занятиях, и получают возможность закрепить со своими детьми знания, полученные в детском саду. Взрослые, как правило, имеющие полное представление о содержании логопедических занятий, начинают, проявлять заинтересованность в учебных успехах детей.
Таким образом, дети учатся применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, и различных видах деятельности в течение всего времени обучения.
В ДОУ, для формирования лексико-грамматического строя речи детей, используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец. Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения детей. В работе придерживаюсь принципа поэтапности, что позволяет переходить от лёгких заданий к более трудным.
Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.
Овладение грамматическим строем идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.
Речевые занятия составлены с учетом требований:
- отбор лексического и грамматического материала с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
- выделение словаря (предметного, глагольного, признакового, который дети должны усвоить в активной речи;
- постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- включение в занятия разнообразных игровых и дидактических упражнений, позволяющих формировать у детей интерес к речевым занятиям;
- учет зоны ближайшего развития, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя :
- упражнения на развитие понимания речи: «Найди нужный предмет (действие)», «Узнай по описанию», «Найди картинку», «Выбери правильно» и пр. ;
- упражнения на активизацию словаря: «Загадай загадку», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение (рифму) одним словом», «Что делает?», «Ответь одним словом», «Что из чего?», «Чей подарок?» и мн. др. ;
- упражнения на закрепление грамматических форм : «Исправь ошибку», «Скажи правильно», «Составь предложение», «Где находится?» и т. п. ;
- упражнения, развивающие внимание, память, мышление: «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Найди отличия», «Чего не стало?», «Угадай-ка», «Четвертый лишний», «Путаница» и т. п. ;
- упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук: пальчиковая гимнастика, разнообразные игры с предметами, раскрашивание.
Каждая дидактическая игра имеет цель, для того, чтобы более осознанно заниматься с детьми.
Тексты для игр на развитие мелкой моторики подобраны из разных пособий, с учетом темы, чтобы не только развивать пальцы рук, но и при этом активизировать словарь, закреплять грамматическую форму.
Игры на развитие внимания, памяти, мышления часто используются традиционные, но с учетом отрабатываемого словаря и грамматической категории.
Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребёнка к занятиям.
При выборе слов для лексико-грамматического занятия необходимо ориентироваться на постоянный подъём «лексической планки», то есть на усвоение семантики новых слов, даваемых в каждом упражнении, а также тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.
В результате проделанной работы, я:
• Повысила свой профессиональный уровень по данной теме;
• Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в игры на развитие лексико-грамматического строя, у них быстрее формируются навыки образования относительных, притяжательных прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных в форме мн. ч. Р. п., при согласовании существительных с числительными, употреблении предложно-падежных конструкций;
• Обогатила развивающую среду:
- Подобрана картотека лексико-грамматических игр
- Пополнена картотека «Грамматика в рассказах и сказках»
- Составлена картотека минимального лексического словаря для средней, старшей и подготовительной групп
- Разработаны методические рекомендации родителям для закрепления знаний с детьми дома
- Подобран речевой и дидактический материал воспитателям для работы с детьми в коррекционный час по всем лексическим темам
- Составлены консультации для педагогов и родителей
- Разработаны конспекты занятий
Таким образом, считаю, что своевременное, систематическое формирование лексико-грамматического строя языка ребенка, является важнейшим условием его полноценного речевого, общего психического развития и, соответственно, готовности к школьному обучению.