Герасимова Елена Вячеславовна
Социализация детей с ОВЗ посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру.
Вопрос социализации детей разного возраста становится острее с каждым годом. По мнению специалистов, этот процесс лучше запускать с раннего возраста, в дошкольном учреждении.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В рамках социального воспитания ребёнок должен не просто учиться самостоятельно есть и приводить выполнять простейшие гигиенические опе-рации, но и коммуницировать с окружающими. Именно окружающая среда в первые годы жизни оказывает самое сильное влияние.
Правила межперсонального поведения должны гармонично входить в жизнь ребёнка вместе с повседневностью, общением со сверстниками и вос-питателями в дошкольном учреждении.
Согласно социальному заказу государства, ребёнок имеет право стать самостоятельной и активной личностью, несмотря на наличие у него ограни-чивающих диагнозов. Умение адаптироваться к окружающим условиям станет серьёзным подспорьем для ребёнка.
В развитии детей с ограниченными возможностями можно говорить о следующих ступенях социализации :
• стимулирование игровой деятельности
• общение с ровесниками
• формирование гражданской и гендерной принадлежности
Игра является универсальным способом развития детской психики, так как помогает взаимодействовать с окружающим миром. Правила и порядок игры задаются взрослым человеком. Следовательно, педагог может руководить процессом и задавать вектор развития.
Детский сад для особенных детей часто становится тем местом, где ребёнок может получить полноценное развитие в соответствии со своим диагнозом. В дошкольном учреждении происходит плотное взаимодействие с другими детьми, обмен опытом и познание чего-то нового.
Вопрос формирования гражданина касается в большей степени детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, однако основы должны закладываться уже в раннем детстве. Это способствует формирова-нию социальной действительности ребёнка.
Дидактическая игра как способ коррекционной и развивающей работы помогает воздействовать на определённые психические функции детей. В процессе игры можно удовлетворить различные потребности ребёнка.
Особенно это актуально при работе с детьми, имеющими диагноз ОВЗ, так как от грамотной организации игровой деятельности зависит дальнейшее развитие.
Одной из отличительных черт ребят с особенностями развития является невысокий уровень познавательной деятельности. Таким детям бывает слож-но сосредотачивать внимание, у них замедлены процессы восприятия и памя-ти.
При помощи игры они могут нормализовать свои возможности и выполнять предлагаемые занятия на уровне детей с нормативным развитием. Кроме того, игровая деятельность способствует выражению представлений об окружающем мире.
Выделяются следующие виды игр:
1. Самостоятельная игра. Для её организации необходимо отдельное ме-сто, где ребёнок сможет спокойно смотреть книги, играть или рисовать. Все материалы должны быть в открытом доступе, рядом ставятся столы.
2. Подвижные игры. Такие игры способствуют развитию ходьбы, бега и требуют наличия свободного пространства для безопасного движения. При этом необходимые пособия, игрушки и другие принадлежности используются изолированно.
3. Сюжетные и ролевые игры. Во время одевания кукол или распределения ролей между игрушками ребёнок учится осознавать собственную гендерную принадлежность, определять свою роль и взаимодействовать с окружающими. Отношение к неодушевлённым предметам отражает социальные образцы поведения.
Воспитатель в процессе игры может выступать как организатор и носитель правил либо как наблюдатель. Задачей педагога при организации и про-ведении игр становится создание благоприятного настроя и дружелюбных от-ношений между воспитанниками.
При этом необходимо фиксировать наличие и отсутствие прогресса в развитии в процессе наблюдений. Это помогает сопоставить новые навыки и знания с прошлым опытом.
Любое интересное занятие ребёнок называет игрой, поэтому развитие может происходить не только в детском саду, но и дома, на прогулке или во время отдыха. Накопление сенсорного опыта поможет лучше понять окружающий мир и коммуницировать с людьми. Чем активнее задействованы у ребёнка органы чувств, тем больше он информации получает, и его картина мира, тем самым, становится полноценнее.