татьяна сироткина
«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры
Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток!
Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.
1слайд
Публикация «„Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Наша группа называется «Солнышко». И девиз группы: «Не даром наша группа «Солнышко» зовется, здесь тепло, уютно и радостно детям живется», а уютно и радостно дети чувствуют себя тогда, когда им ни чего не угрожает, когда к ним относятся с нежностью и теплотой, когда помогают познать и понять окружающий их мир.
Кредо моей работы:
«Все хорошее в людях- из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем,
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб Земля расцветала
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души»
2. слайд
Поэтому тема моей работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»
3. слайд
Как сказал В. А. Сухомлинский
«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Условиями моего личного вклада послужили:
Научно- исследовательские, методические условия, организационно- педагогические которые вы видите на экране
4. слайд
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Многие десятилетия призывами к действию для всего человечества служили лозунги: "Человек-царь природы", "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё- наша задача" и др. К каким катастрофическим последствиям это привело,мы с вами видим в современной действительности. Несмотря на это деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям.
Опыт моей работы показал, что в дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающему нас миру.
Все исследования отмечают, что работа по экологическому воспитанию дошкольников должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, необходимо обеспечить активное участие детей, родителей и педагогов в экологическом воспитании. Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции и свои методы воспитания. И нам необходимо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
5Теоретическая база опыта
основе теоретической базы лежат следующие нормативно- правовые документы которые вы видите на экране
6. слайд
Изучив литературу я поставила цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу посредством дидактической игры.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
-содействовать развитию познавательного интереса к миру природы посредством дидактической игры;
-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
-совершенствовать у детей практические навыки и умения в природе в процессе разнообразной деятельности;
-воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы, окружающему миру в целом.
7слайд
Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании единых подходов обучения, к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; для создания условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно- воспитательный процесс экологического воспитания, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
8. слайд Дидактические игры- являются эффективным средством в экологического воспитания дошкольников, процесс игровой деятельности позволит:
-Обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
-Пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
-Сформировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
-Предоставит возможности для проявления самостоятельности, инициативы, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения;
-Сформировать умение контролировать и оценивать как собственную экологически ориентированную деятельность, так и окружающих.
9. слайд
Работа проходила в три этапа:
Первый этап- диагностический.
Анализ деятельности по данной теме начала с выявления уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков, который проводила в виде бесед с использованием иллюстраций, наблюдений, игр- занятий.
Данные диагностики показали, что не все дети имели представление о характерных особенностях каждого времени года, не проявляли интерес к животному и растительному миру из-за отсутствия знаний об уходе за живыми существами, проявляли затруднения в классификации растительного мира, среде обитания животного мира, не достаточно имели представления о бережном отношении к природе. Практически все дети имели разрозненные знания по данной теме; они не всегда в состоянии различить положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности людей, многие дети не знают элементарные правила поведения в природе.
Данные мониторинга дошкольников позволили определить пути работы по данному направлению. Работа по экологическому воспитанию- работа не ежеминутная и не одного дня, это процесс длительный.
Эффективность экологической работы с детьми во многом зависит от создания условий для реализации задач.
Создание условий для реализации задач проходили на втором этапе
• Организация предметно- пространственной развивающей среды;
• Разработка комплексно- тематического, перспективного планирования работы с детьми;
• Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;
• Подбор материалов, методов и приемов;
• Взаимодействие с родителями;
10. слайд
Одним из важных условий для работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, является правильно организованная предметно- пространственная среда, которая соответствует следующим принципам ФГОС:
* Содержательно- насыщенная;
* Трансформируемая;
* Вариативная;
* Полифункциональная;
* Доступная;
* Безопасная;
Учитывая эти принципы и требования общеобразовательной программы в нашей группе создан «Центр природы и экологии»,который включает в себя
-экологические мини-лаборатории «огород на окне»;
-макеты : «Океан», «Водоем», «Саванна», «Лес», «Земля- наш общий дом! Береги ее!», «Берегите лес от огня», «Зимний лес и др. ;
- графические модели: «Календарь погоды», «Правила поведения на природе», «Рост семян» и т. д. ;
- предметно-схематические «Круговорот воды в природе», «Уход за комнатными растениями» и т. д;
- Оформлен центр «Экспериментирования» для опытно-экспериментальной деятельности, в нем сдержатся материалы для опытов и экспериментов: природный материал (коллекции «Камни», «Ракушки», гербарий, шишки, семена, крупы и т. д., картотеки: «Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», «Опыты-эксперименты для детей дошкольного возраста».
-графические модели: «Правила поведения при проведение опытов и экспериментов», «Свойства воды», «Свойства воздуха» и т. д.
-оформлены альбомы: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», «Правила поведения в природе»,
альбомы с творческими рассказами детей и родителей. Наша гордость альбомы выполненные в технике пластилинография «Осенняя пора очей очарование» и «Здравствуй зимушка- зима», в которые вошли работы детей и загадки, пословицы, поговорки, стихи и рассказы о временах года.
-Лэпбуки соответствующие времени года, где подобрана информация экологического содержания, лепбуки: экология, птицы и т. д;
11. слайд
Особый интерес у детей вызывают следующие дидактические игры :
О многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай мы отгадаем», «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С какого дерева листок», «Кто где живет, что где растет», «Птицы, рыбы, звери»
О взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Что из чего», «Когда это бывает», «Пищевые цепочки», «Лиса и зайцы», «Угадай, что я за зверь»,«Экологическое лото»
О человеке, как части природы и о культуре поведения в ней: «Мы природу любим, беречь ее будем», «Природный и рукотворный мир», «Расшифруй экологический знак», «Друзья природы»
Для развития эстетического восприятия природы и формирования нравственно- оценочного опыта поведения в ней: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Хорошо- плохо»
12. слайд
В предметно-пространственной среде подобраны познавательные книги экологического содержания, энциклопедии, альбомы с творческими рассказами детей и родителей.
художественная литература: произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, В. П. Чехова и др.
13. слайд
Чтобы разнообразить работу по данной теме, я использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры: модель «Морфологическая таблица», игра «Экологические цепочки», «Где кто, в чём – что» - круги Луллия, «Да-нетка» и т. д. Данные игры используются для того чтобы развивать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника. В этих играх дети учатся делать выводы, находить причинно-следственные связи, у детей развиваются логическое мышление, воображение, монологическая речь.
14. слайд
Организация предметно-пространственной среды в группе с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Элементы индивидуализации:
-персональные коллекции: «Динозавры», «Коллекция тканей», «Планеты», «Минералы» и т. д.
-альбомы (по месяцам времен года,
-книжки-малышки: «Экологические сказки», «Времена года»; «Сохраним нашу природу», «Берегите природу», «Загадки о природе» и т. д.
-творческие мастерские по интересам: изготовление экологических знаков, элементов макетов;
-заполнение карт наблюдений;
-выставки творческих работ;
-выставочная зона- наличие детских и детско- творческих работ, посвященных экологии;
-изготовление элементов «Экологического театра»;
-детское проектирование: «Берегите природу», «Экология для малышей», «Зеленая планета» и т. д.
15. слайд
Особое внимание в своей работе я уделяю следующим принципам:
-наглядности- дети должны сами все увидеть, потрогать, услышать, понюхать и тем самым реализовать свое стремление к познанию окружающего мира;
- деятельности- включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования жизненной позиции;
А так же:
-последовательности- любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
-интеграции- интегративность всех видов детской деятельности реализующихся в образовательном процессе;
-преемствености взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи- ничто не убеждает лучше примера родителей;
16. слайд
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов
-работа с семьей;
17. слайд
Я уже не первый год работаю по экологическому воспитанию, знакомлю детей дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы. В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми которые вы можете видеть на экране
18. слайд
При этом я использую методы которые вы видите на экране
19. Взаимодействие с детьми.
Залогом в успешности в образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественно- эстетической, познавательно- исследовательской, коммуникативной, а так же использование традиционных инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у детей знания о мире природы и о экологических нормах и правилах поведения. В своей работе я использую : беседы с участием персонажей, заранее спланированные педагогические ситуации, имитационное моделирование, детское экспериментирование и проектную деятельность, наблюдения, а так же игра- соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение родителей, организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Во время бесед с детьми средней группы, выяснилось, что у большинства нет элементарных знаний о временах года, изменениях происходящих в природе со сменой времен года, о элементарных нормах и правилах поведения в природе носящих природоохранный характер.
20. слайд
С временами года знакомила детей в несколько этапов: рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках, читала рассказы о временах года: Накопив достаточный багаж знаний, продолжила знакомить детей с временами года.
Для этого использовала дидактические игры: «Назови по порядку», «Когда это бывает», «Что лишнее». В играх «Времена года», «Наряды матушки – земли» дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года, выбирали признаки, соответствующие каждому времени года. На прогулках знакомила детей с деревьями, находили на участке березу, клен, ель, рябину, сосну, отмечали строение: ствол, листья, плоды. Играли в такие игры: «Назови дерево», «Найди такой же», «С какого дерева листок, плод», «Найди пару», В ходе образовательной деятельности и наблюдений в разные времена года способствовала развитию умения замечать изменения, которые происходят в природе. Вводились игры с применением Морфотаблицы: «Кто из чего», «Что из чего»- знакомила детей с особенностями внешнего вида животных и растений.
21. слайд
С детьми старшей группы интересно проходили разные дидактические игры и упражнения во время прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по описанию». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.
Играя в игру «Дары природы» — закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играя в игры: «Где что растет», «Собери букет» познакомила детей с разнообразием растений: полевые, садовые, луговые, помогала закреплять названия растения, место его произрастания. В игре «Собери растение» дети закрепляли знания о мире растения, о частях растения. В игре «Зимующие и перелетные птицы» формировались знания о птицах Нижегородского края. Начиная со старшего возраста в игру начала вводить макеты с дальнейшим развитием сюжета, хода игры и постановкой проблемной ситуации: «Бельчонок попал в пустыню», «Жираф очутился в лесу», и т. д. при этом в ходе игры развивается воображение, диалогическая и монологическая речь, закрепляются знания детей о местах проживания животных и экологических зонах нашей планеты.
22. слайд
В подготовительной группе эти игры также проходят очень интересно, но повышаются требования к выполнению задания. Дети уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. На ряду уже с известными, дети познакомились и с новыми играми «Красная книга Нижегородской области», играя в которую применяют все знания накопленные ранее (отгадывают животных по описанию, соотносят их со средой обитания, подбирают правила и нормы поведения природоохранного характера, «Кто где живет, что где растет», «Расшифруй экологический знак» и другие. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по разным признакам. В играх «Что будет, если…», «Мы – друзья природы» учила детей замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Так же в работе я применяю и словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Птицы могут летать, потому что…», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой…» и другие
Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического воспитания дошкольников, мною каждый раз прослеживалась внутренняя связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, какой следующий шаг произойдет в его развитии, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться.
Считаю, что такие дидактические игры помогут сформировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к окружающему миру.
23. слайд
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мышеловка», «Перелет птиц», «Совушка» в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
24. слайд
С целью закрепления полученных знаний по экологии, используются задания- упражнения по данной проблеме, которые направлены изучение, выявление, закрепление знаний, умений и навыков, на развитие логического мышления, речи детей.
Теоретические знания подкреплялись продуктивной деятельностью: рисование, аппликация (с использованием нетрадиционных материалов, ручной труд, выполнение работ в технике пластилинографии, пространственное моделирование, трудовая деятельность
25. слайд
в последствии теоретические знания реализовались в самостоятельной деятельности детей и повседневной жизни.
26. слайд
Экологическое воспитание дошкольников невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников- одна из важнейших составляющих в познании дошкольниками окружающего мира, накоплении знаний и практических навыков экологически безопасного поведения в природе. Семья это первый социальный институт для ребёнка. Родители являются примером для подражания для детей, поэтому формирование экологической культуры ребёнка напрямую зависит от уровня экологически грамотного поведения родителей.
В своей работе в сотрудничестве с семьями воспитанников я использую разнообразные форм и методы работы:
1. Анкетирование
2. Консультации:
3. Оформление стендов с наглядной информацией;
4. Участие родителей в расширении материально- технической базы группы;
5. Тематические родительские собрания
6. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр;
7. Привлечение родителей к организации выставок сотворчества детей и родителей;
8. Проведение трудовых десантов по благоустройству участка ДОО;
9. Индивидуальные беседы и переписка с использованием сетевых электронных ресурсов;
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
27. слайд
Одной из интересных форм взаимодействия с родительской общественностью стало проведение природоохранных акций. Одна из акций была посвящена Международному дню птиц, где дети совместно с родителями изготавливали скворечники, чтобы птицам было где жить. В ходе акции «Что мы сажаем? Сажаем цветы!» были созданы цветочные клумбы и посажены цветы.
дошкольной педагогике:
играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные
задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают
их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений
природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых
дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же
хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и
правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со
стороны и воспитателя и других деток.
Мной ведется сайт группы на портале МААМ. ру., где желающие могут увидеть работу проводимую с детьми и родителями группы.
Дети активно принимают участие в творческих конкурсах на всероссийских и международных порталах.
28слайд.
Диапазон личного вклада новизна работы вы можете видеть на экране
29. слайд
Для того чтобы детям было интереснее познавать окружающий нас мир природы мной были разработаны и созданы дидактические игры, такие как: «Зимующие и перелетные птицы», «Кто где живет? Что где растет?», «Когда это бывает», «Мы природу любим, беречь ее будем», «Во саду ли в огороде» и др. С данными дидактическими играми я принимала участие в конкурсах на портале МААМ. Ру и в районном конкурсе буклетов авторских игр и пособий экологической направленности, о чем свидетельствуют дипломы с призовыми местами.
30. слайд
С результатами проделанной работы неоднократно знакомила педагогов ДОО через проведение консультаций, открытых занятий, выступления на педагогических советах, публикации на международных и всероссийских порталах. Которые вы можете видеть на экране
31. слайдЗа публикации и участие в конкурсах получены дипломы и грамоты. Которые вы также можете видеть на экране.
32. слайд
На третьем этапе была вновь проведена диагностика уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.
Которая показала, что систематическая и планомерная работа с использованием дидактических игр по данной проблеме способствовала тому, что дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям, усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
33. слайд
Работу в данном направлении планирую продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В будущем планирую продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию, проводить открытые мероприятия с активным участием родителей, разработать и внедрить в работу новые дидактические игры, разработать и внедрить проект «В природе нет ничего лишнего».
34. Библиографический список