Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для родителей «Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ
В нашей стране внимательно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, что отражено в первых Указах Президента РФ В. В. Путина (№ 597 и № 599). В настоящее время реализуется концепция, в соответствии с которой ребенок с ОВЗ не обязан быть «готовым» к обучению в детском саду или в школе, а большее внимание должно уделяться уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, воспитывается и учится.
Публикация «Консультация для родителей „Гидрореабилитация и социализация детей с ОВЗ посредством индивидуального обучения плаванию в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Плавание для детей
- Плавание. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в различных процедурах. Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело, а ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького ребенка пристроить в душе. Это тяжелый труд. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители детей преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны города.
Нашим воспитанникам и их родителям повезло, так как в нашем дошкольном образовательном учреждение города Новосибирска "Детский сад № 491 "Лучики", созданы все условия для адаптации и планомерного развития таких детей. Наличие всех специалистов, работающих в данном направлении, доступная среда - правильно оборудованные групповые помещения, в том числе и бассейн, с бессменным инструктором по плаванию, с многолетним стажем работы, а его не много не меньше, более двадцати пяти лет, Натальей Викторовной. Чтобы заниматься с данной категорией детей, Наталья Викторовна прошла переподготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.
Как говорит, Наталья Викторовна, исходя из большого опыта своей деятельности: «Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит сначала индивидуально, а потом в группе с другими детьми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:
-формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. (в рамках ДОУ, это воспитатель или дефектолог, сопровождающий ребенка)
-формирование представлений об окружающих людях («Я, ты, мы»);
-формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);
-формирование навыков социального поведения. (ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого).
Одной из целей индивидуального, далее совместных занятий со сверстниками в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне, я как инструктор по плаванию создаю ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности. Систематические занятия в бассейне не только оздоравливают ребёнка и способствуют развитию внутренних органов, мышечного аппарата и позвоночника. Упражнения также имеют и воспитательное значение: они помогают развивать личность воспитанников и приобщают их к спорту. Ребёнок обретает уверенность в своих силах, становится самостоятельным и выносливым.
Разработанную мною адаптированною программу с детьми с ОВЗ, совместно с инструкторами по физической культуре, реализую поставленные цель и задачи:
Цель: создание условий для охраны жизни, укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи:
-Создавать условия для оздоровления детского организма;
-Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему;
- Формировать элементарные навыки плавания;
- Способствовать развитию физических и нравственно – волевых качеств ;
-Обеспечивать умение владеть своим телом в непривычной среде;
-Формировать привычку культурно- гигиенических навыков,
-Способствовать воспитанию чувства заботы о своем здоровье.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры).
В заключении, хочу сказать – в рамках моей методики ребенок сначала привыкает к воде, к инструктору, а только после этого начинает учиться нырять и самостоятельно передвигаться в воде»
От себя, как от педагога, работающих с детьми с ОВЗ, добавлю следующее:
- Каждый ребенок принимается нами таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.
- Уважительное, доброжелательное отношение к детям, к их потребностям. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Разные виды деятельности, проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Взрослый, являясь непосредственным активным участником событийного признака, заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
- Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
- У детей создается чувство безопасности и равноправия в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
- Ценится постепенность развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час достижений.
- Не следует оценивать детей, добиваясь единственно правильного, на ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае дети будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные реакции.
Так, что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.
Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции. А, в воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.
Спасибо за внимание!