Ярослава Санькова
Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение проблемы состояния и особенностей игровой деятельности детей дошкольного
возраста является в психолого-педагогической науке на сегодняшний день особенной актуальным.
Важность исследования состояния игровой деятельности детей именно в дошкольном возрасте
обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в
Публикация «Состояние игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
развитии ребенка, важнейшей деятельностью в котором является игра.
При этом игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, ключевой мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом протекании процесса. Именно в игровой деятельности происходит практическое применение ребенком ранее усвоенных знаний и умений, активизируется общение со сверстниками и взрослыми, а также происходит усвоение новых знаний и накопление жизненного опыта, стимулирующих психическое развитие ребенка [2].
Изучению феномена игры посвящены научные труды таких исследователей как Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. А. Сухомлинского. Так, В. А. Сухомлинский наделял игру статусом "огромного светлого окна, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности" [1].
Изучением особенностей психического развития детей с ЗПР (нарушение нормального темпа
психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для
данного возраста) и состояния их игровой деятельности в частности занимались такие исследователи
как Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. И. Жаренкова, Т. В. Егорова, Н. Л. Никашиной,
Л. И. Переслени, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др. [5].
Обращая внимание на важное значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка в дошкольном возраста можно сделать выводы, что состояние игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) должна изучаться с двух сторон: с одной
стороны, через анализ особенностей игровой деятельности данной категории детей; с другой стороны, через рассмотрение коррекционно-развивающего потенциала игры.
Наиболее развернуто представлена характеристика состояния игровой деятельности у детей
дошкольного возраста с ЗПР в научных работах Е. С. Слепович [6]. В своих исследованиях
автором выделены общие закономерности развития игровой деятельности у дошкольников с ЗПР :
развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР проходит те же этапы, и происходит по тем же принципам становления и развития игровой деятельности, что и у нейротипичных детей, но значительно медленнее и с проявлением специфических особенностей. Наиболее ярко выраженной специфической особенностью игровой деятельности у дошкольников с ЗПР является редкое обращение к игрушкам и в целом отношение к игрушкам: интерес вызывает ограниченный круг игрушек, но и он не стоек. Действия с игрушками примитивны, долго остаются в стадии стагнации, медленно развиваются [3].
Также в качестве специфической особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР
можно отметить слабо выраженную игровую мотивацию. Они часто "не хотят" играть, т. е. присутствует ярко выраженная манипулятивная деятельность с предметами, но игровой замысел может отсутствовать. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Одновременно детей данной категории наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации, значительно ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия.
Присутствуют также специфические особенности и в ролевой игре. Действия, характеризующие ролевые отношения между персонажами практически не наблюдаются, у всех детей резко снижена активность в области самостоятельной игровой деятельности.
Игры дошкольников с ЗПР отличаются неречевым характером, и практически полным отсутствием
предметов-заменителей. Эмоциональная окраска игровых действий бедна, межличностные
взаимодействия в процессе игровых действий выстраиваются с трудом, сопровождаясь преимущественным избеганием взаимодействия со сверстниками. Парные игры, как правило характеризуются наличием подчинения одним ребенком игровой деятельности другого, партнерство отсутствует.
Роли и игровая ситуация в самостоятельных играх дошкольников с ЗПР слабо выделяется и
почти не обыгрывается [5].
Однако, необходимо отметить, что под руководством взрослого у дошкольников с ЗПР может
развиться такая игровая деятельность, которую можно расценивать как совместную или неполную
совместную. Это положительное развитие игровой деятельности под руководством взрослого
позволяет оценить несформированность игровой деятельности у дошкольников с ЗПР как корригируемое свойство.
Для развития детей с ЗПР нужны игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое
значение.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры являются фундаментальной основой обучения
и развития детей с ЗПР. При этом необходимо замотивировать детей игрой, вызвать интерес к
сюжету игры, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. Разворачивание
замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием
ребенка, а также с наличием у ребенка определенных умений и знаний, представлений об окружающем мире.
С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения
дошкольников с ЗПР, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой
для бурного развития высших психических функций. Обучение ребенка дошкольного возраста с
ЗПР должно проводиться поэтапно от формирования представления о содержательной основе
игры до четкого рассказа правил и функций роли [4].
Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, они способствуют развитию
слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.
Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за
действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с
действиями товарищей). [7]
Таким образом, анализ научной литературы по вопросу игровой деятельности дошкольников
с ЗПР позволяет констатировать, что структура психического дефекта у детей с задержкой развития
сопровождается характерными особенностями состояния игровой деятельности. Однако данные
особенности, описанные психолого-педагогической наукой как недостатки, могут быть подвергнуты
эффективной коррекции в силу достаточно сохранной центральной нервной системы с
локальными и неглубокими поражениями головного мозга.
Список литературы
1. Сухомлинский, А. В. О воспитании / А. В. Сухомлинский. - М. : Политиздат. 1985. - 270 с.
2. Жеребкина В. Ф., Лапшина, Л. М. Педагогическая психология : учебно-методическое пособие. - Челябинск,
Изд-во ЧГПУ. - 2012. - 316 с.
3. Смирнова И. О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л. С. Выготского, М. И. Лисиной //
Вопросы психологии, - 1996, - № 6.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя.
- М. : Линка-Пресс. - 2009. - 96 с.
5. Кузнецова Л. В., Переслени Л. И., Солнцева Л. И. Основы специальной психологии. - М. : Академия. -
2002. - 480 с.
6. Слепович Е. С. Игровая деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М. : Педагогика.
- 1989.
7. Чистякова М. А., Лапшина Л. М. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными
возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей,
студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за
2015-2016 учебный год. - Челябинск: Цицеро, - 2016. - С. 189-192.
© Я. В. Санькова, Л. Ф. Хайртдинова, 2017