Папки-передвижки

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством

Людмила Аникина
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для всестороннего развития личности. Рисование считается одним из основных предметов, способствующих умственному воспитанию. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством» размещена в разделах

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Восприятие красивого формирует у детей эстетические чувства, уважение и бережное отношение к искусству. Таким искусством является народное декоративно-прикладное искусство, оно способно активно воздействовать на духовное развитие человека. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа). Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе (интерес) исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развитие его художественно-творческих способностей.

Над этой темой я начала работать со старшей группы, т. к. в группе было много замкнутых детей, не умеющих выразить свои впечатления как в изобразительной деятельности, но также и в речи. Рисунки были бедны по содержанию, схематичны, похожи между собой. Многие дети плохо владели карандашом. Выбрала именно эту тему потому, что в настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует, как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления, памяти ребёнка. В изобразительной деятельности ребёнок может проявлять свою индивидуальность. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач таких как: расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. И потом тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомство с народным прикладным искусством» включает в себя не только изобразительную деятельность, но и художественно-речевую, музыкальную деятельность на материале народного искусства, Всё это обогащает духовный мир ребёнка.

Мне хотелось научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Для этого я решила познакомить детей с нашими традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности народа.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. В своей работе я использовала фольклор, русские народные сказки, русские народные песни, рисунки художников-иллюстраторов, изделия народных мастеров. С младшей группы я знакомила детей с карандашом, кисточкой, красками. Во второй младшей группе дети учатся выполнять простейшие узоры. В своих планах у меня было много декоративной аппликации, т. к. она полезна тем, что у ребёнка развивается чувство формы, цвета. В течении всего учебного года дети знакомились с разными цветами. Я хорошо знаю, что в художественной деятельности важно не просто различать и называть цвета, а использовать их выразительные качества. Детям 3 лет предоставляют возможность выбирать те цвета, которые им нравятся, и использовать их при выполнении декоративной аппликации, рисовании. При подготовке к занятиям по изобразительной деятельности я использовала наглядные пособия: игрушки, картинки, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства. Как и на занятиях и вне их, я использовала во всех решающих моментах – русский фольклор; рассказывала потешки, во время умывания, одевания, кормления, читала русские народные сказки.

Так как произведения народного творчества имеют большое значение для установления эмоционального контакта, развития речи у детей, активизировала словарный запас, развивала устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Я много показывала и разыгрывала сказок, потешек, песенок с помощью различных театров. Вместе с детьми старшего возраста придумали и сделали пальчиковый театр «Дымка», театр на фланелеграфе, используя иллюстрации народных промыслов. Мой опыт показал; как сложно донести до понимания детей даже короткое, фольклорное произведение, т. к. в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не использующиеся в современной речи, и даже пояснения взрослого могут нарушить целостность восприятия. Для этого ещё со старшей группы я сделала, с помощью детей избу. В уголке «Русская изба» стоит печь, самовар, предметы обихода, кукла в русском костюме. На занятиях во второй младшей группе мы часто ходили в гости к бабушке Меланье, которая живёт в русской избе, так же на наших занятиях часто гостит домовёнок Кузя, которого дети с начала года учат держать кисточку и называть цвета.

Для всех возрастных групп я составила картотеку дидактических игр, которые использовала в своей работе. Например, в младшей группе очень любят такие игры как: «Прятки», «Подбери карандаши», «Подбери по цвету», «Найди заплату для платья» и т. д. Игры помогают познакомить детей с формой, цветом, величиной, которые имеют определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях. Для обогащения сенсорного опыта целесообразно также: проводить наблюдение за явлениями природы, читать детские книги, рассматривать иллюстрации к ним.

С младшей группы начали знакомиться с народной игрушкой. Так как внимание детей неустойчиво, а народная игрушка красочна, отличается простотой форм, игрушки использовались на занятиях, во время самостоятельной деятельности, включались в дидактическую игру. С помощью вопросов обращала внимание детей на своеобразие узора, яркие краски. Время от времени обращала внимание детей, подчёркивая эстетические достоинства. Использовала при знакомстве с народной игрушкой такие дидактические игры, как: «Найди, что назову», «Найди такую же», «Опиши, я отгадаю». Таким образом, дети лучше знакомятся с народной игрушкой, лучше запомнят её внешний вид, особенности декоративного исполнения, а само название войдёт в активный словарь детей.

Так же я в своей работе использовала пальчиковые игры. Эти игры важны для развития мелкой моторики пальцев рук ребёнка, т. к. движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией и важны для умений правильно держать карандаш, кисточку. При знакомстве с Дымковской игрушкой вместе с детьми много внимания уделяла лепке. Учились лепить шарики, лепёшечки, петельки, завитки. Делали бусы и серёжки для барынь. В младшей группе детей знакомят с предметами народного творчества. Дети украшают свои изделия, работы – узором. И это подводит детей младшей группы к тому что, выполненную работу можно украсить, она станет интересней и красивей. В старшей группе лепили из глины барынь, животных, дети украшали платья барынь в виде оборок, воланов.

Детскому воображению способствовали : музыка, поэтические подсказки, составленные детьми загадки, сказки, стихи. Стремилась к тому, чтобы игрушки «оживали» в руках ребёнка, «пели» и «говорили». С младшей группы проводилось знакомство и с орнаментом. Дети находили отдельные элементы, выкладывали их в виде узора на фланелеграфе: составляли дымковские аппликации из кружков, колец, линий на полоске, круге, прямоугольнике. Накладывали на выполненные узоры трафареты игрушек. При рисовании дымковского орнамента я начинала с простого, постепенно переходя к более сложному. Если в младшей группе мы расписывали юбки барынь узором (кружочками, кольцами, то в старшей группе расписывали глиняные изделия, расписывали яйцо, придающей дымковской игрушке своеобразие и яркую индивидуальность. В старшей группе мы постепенно подошли к изготовлению дымковских игрушек из бумаги, выкройки которых делали сами. В их основе лежит конус или развёрнутая плоскостная выкройка с определённым количеством надрезов. Затем эти игрушки раскрашивали, или делали аппликацию. Игрушки, выполненные из бумаги и глины впоследствии стали атрибутами для игр. Так у нас появился настольный театр «Дымка» (из бумаги и глины). В младшей группе уделяла овладению изобразительно-выразительным навыкам, и в то же время, приобщая к элементарной творческой деятельности. Рассматривая предметы декоративно-прикладного искусства, дети радовались красоте узора. В начале года было много работ, когда дети украшали лист бумаги полосками, мазками, точками. На другом листе я вырезала силуэт, например филимоновской игрушки, декоративный узор которой состоит из горизонтальных линий разного цвета, и накладывала на рисунок детей. Этот приём моделирования интересен тем, что даёт возможность подвести ребёнка к пониманию декоративного украшения. Дети сразу видят, что обычные полоски, кружочки, точки, создают красивый узор для платья. Декоративные работы детей 3 лет очень просты, выразительны по цвету. В этой группе происходит формирование творческих проявлений, предпосылок к декоративно-прикладной деятельности. Главное внимание обращается на развитие художественно-образного начала в рисунках, лепке, аппликации, и в тоже время нужно подводить детей к пониманию тех средств выражения, которые являются общими для всех видов изобразительной деятельности: форма, ритмичность, расположения частей в пространстве.

Дети старшего возраста с удовольствием вместе с родителями оформляли выставку с народно-прикладным искусством. Приглашали среднюю группу, и для них проводили экскурсию, рассказывали стихи, дарили малышам свои поделки, рисунки. Было проведено много развлечений, вечеров досуга, связанных с русской народной культурой. Это и «Масленица» и развлечения, как например: «Весёлая ярмарка», «Карусель», где использовались и русский фольклор, и песни, русские народные игры, хороводы, сказки. В процессе работы с детьми я стремилась к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо и естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы. Речевая активность детей при этом возрастала. Дети увлеклись данной темой, находили новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. Моя работа показала, что предложенная тема понятна и доступна детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности родной речи. Дети охотно включали пословицы и поговорки в свою речь, используя их в играх-драмматизациях, при придумывании сказок. За время работы – опыт детей в изобразительной деятельности обогатился новыми средствами создания художественного образа. Рисунки детей стали ярче, выразительней, композиционно более значительными, благодаря их умению применить в своих работах – характерные черты стилевой народной росписи. В работе с детьми я видела, что объём, содержание конкретных знаний об особенностях той или иной народной деятельности, влияет на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. В результате проделанной работы, увеличился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. Благодаря проведённым занятиям у детей развивается речь, совершенствуется зрительная память, повышается уровень общего умственного развития, а так же закладывается хорошая основа для усвоения более сложных умений и навыков в изобразительной деятельности. У детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни, они стали более раскованными и радостными. А так же взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными.

Разнообразие народного художественного материала, использование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности, позволило решить задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по рисованию в младшей группе:

«В гостях у бабушки».

Цель:

Воспитывать интерес к народному творчеству, закреплять умение рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая кисточку от бумаги, сочетать окружную форму с волнистой, слитной линией. - Закреплять правильным приёмам закрашивания краской, не выходя за контур. Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть перед тем, как набирать другую краску, и по окончании работы. Развивать восприятие цвета. Закреплять знания о цвете. Продолжать знакомить детей с потешками, интонационно-выразительно читать знакомые потешки. Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «Мыши водят хоровод». Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, творчество.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, у меня в руках – красивое, наливное яблочко, а яблочко не простое, а волшебное. Давайте пустим наше яблочко по блюду и скажем: «Катись, катись яблоко наливное, покажи нам края иные!» (На дне блюда нарисован пейзаж – на лесной опушке стоит избушка)

- Смотрите, что появилось на блюде?

- Закрывайте глазки и сейчас мы очутимся в избушке. (Звучит музыка)

- Ой, а вот и наша избушка стоит, открывайте глазки! Давайте мы к ней подойдём! (Подходят к домику под русскую народную музыку).

- Дети, в этом домике бабушка живёт. Сегодня она ждёт-поджидает в гости внуков. Всех-то она любит, всех-то она голубит. Как увидите, что бабушка у окошка села, подойдите поближе к дому и постучитесь к ней. (Дети стучат, бабушка выходит.)

Бабушка:

- Ладушки мои пришли. Здравствуйте! Много у меня внуков, и для каждого ласковое слово найдё тся:

«Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду!»

«У Даши ручки в бок,

Глазки в потолок,

Пошёл за порог,

Упал поперёк!»

«Котик в избушке,

Печёт ватрушки,

Тому, сему продаёт,

А Машеньке так даёт!»

Воспитатель:

- Ребята, бабушка замесила тесто, раскатала в лепёшки, но ватрушки ещё не испекла. Давайте ей поможем. С чем бывают ватрушки? (С джемом, с творогом и т. д.)

- Осталось бабушке положить начинку, но она очень устала, а мы ей поможем, начинку положим. (Достать из избушки – подготовленные круги бумаги)

- Ребята, у меня будет ватрушка с джемом клубничным! А у тебя Даня, какая будет ватрушка?

- Я возьму красную краску на кончик кисточки и на лепёшке нарисую красную, волнистую линию на бумаге.

- А в середину я положу апельсиновый джем – нарисую оранжевый кружок.

- А когда краска подсохнет – нарисую изюм. Добавлю тоненькой кисточкой чёрные точки – это и будет – изюм. Вот и получилась у меня – красивая и вкусная ватрушка. Давайте и мы с вами попробуем такие нарисовать, но с начала нужно выбрать краску.

- Какую ты возьмёшь краску, Аня? С какой начинкой у тебя будет ватрушка?

(Работа детей)

- Вот, сколько у нас ватрушек получилось! Все они красивые, разные! (Оценка работ)

- Давайте мы их положим в печку? Пусть они там испекутся!

- Ой, посмотрите, кто это ещё в избушке живёт? – Правильно, кот!

«В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она ватрушки печёт,

На тарелочки кладёт.

Кот к печке – скок,

Себе нос обжёг!»

- Давайте его пожалеем и потешки про котика расскажем. Кто хочет рассказать?

- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Мыши водят хоровод».

«Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснётся серый кот,

Разобьёт весь хоровод!»

- Ребята, пока мы играли с котом, наши ватрушки уже испеклись. Пойдёмте, посмотрим! (Из печи вынимаем настоящие ватрушки)

- Ребятки, вот так чудо-печка! Ватрушки наши стали настоящими. Кто с какой начинкой себе выберет? (Угощения)

- А теперь, нам пора домой возвращаться, давайте попрощаемся с бабушкой и котиком, мы к ним в следующий раз еще придём.

Используемая литература:

1. Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

2. О. А. Ботелова «Российский этнографический музей – детям».

3. М. В. Тихонова «Красна губа…».

4. О. П. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

5. Г. Н. Данилина «Дошкольнику о истории и культуре России».

6. Г. С. Швайло «Занятия в изобразительной деятельности в детском саду».

7. А. А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников».

8. Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду».

9. Л. В. Трофимова «Мастерская юных художников».

10. Т. Н. Доронова «Обучаем детей изобразительной деятельности».

11. Т. А. Копцева «Природа и художник».

12. А. Г. Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду».

13. Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей».

14. О. А. Скоропупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».

15. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая) часть 2 работа из личного опыта. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая) часть 1 из опыта работы. Новую форму работы с детьми подсказал наш современный век - это организация презентаций декоративно-прикладного.

Развитие творческих способностей у дошкольников через создание объёмной аппликации с учетом реализации ФГОС Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельностиПроект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Актуальность темы Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству,.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчествеРазвитие художественно-творческих способностей дошкольников в декоративно-прикладном творчестве Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через декоративно-прикладное творчество Творчество - это деятельность, в которой.

Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельностиРазвитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» Развитие творческих способностей дошкольников через кружковую работу: «Умелые ручки» 1слайд. Я хочу с вами поделиться опытом кружковой работы:.

Занятие по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми средней группы. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусство».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством
Опубликовано: 2 мая 2016 в 13:04
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через знакомства с народным прикладным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Аникина (УИ 208111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД