Наталия Склярова
Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Растите творческую личность!
Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время, время технического прогресса, нужны не только знающие, но и способные к творчеству личности, умеющие креативно и неординарно подходить к решению проблем. А как утверждают психологи: лучшим периодом для развития творчества является дошкольное детство. Поскольку занятия лепкой, оригами, аппликацией и рисованием способствуют развитию воображения, наблюдательности, эстетического вкуса, мелкой моторики рук и памяти.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности» размещена в разделах
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, начинается с осознания того, что каждый ребёнок и человек на земле является творческий. Просто у некоторых детей, не проявляются пока творческие наклонности, потому, что им не нравиться то, что они делают. Творческие люди в жизни достигают значительно больше, чем те, которые считают себя недостаточно творческими. По исследованиям ученых, было выяснено, что развить творческий потенциал, можно в любом возрасте, но для этого нужно найти работу, занятие или увлечение по душе. Осознайте, что ваш ребенок уже творческая личность и дайте ему возможность найти то, что нравиться ему, а не вам.
После многих экспериментов ученых и психологов, было доказано, что каждый человек, ребенок или взрослый может развить в себе творческие способности. Но только в том случае, если человек будет в жизни заниматься именно тем, что ему нравиться по душе, а не, то, что его заставляют делать. Невозможно быть творческим на работе, которая не приносит радость и настроение. Ребенок, возможно, сам не сможет найти свою миссию, поэтому предлагайте ему несколько вариантов. Только не делайте ошибку, предлагая ребенку только то, что нравится вам, это неправильно и ребенок не будет чувствовать радости от этого, соответственно и не улучшиться его творческий потенциал.
В процессе изобразительной деятельности у ребё нка возникают разнообразные эмоции и чувства: радость к получившемуся изображению, потому, что он сделал эту работу сам, чувство досады, если что-то не получается, но самое главное, выполняя задание, ребёнок приобретает новые знания, закрепляет ранее приобретённые навыки, осмысливает новые качества предметов и,учится их использовать в повседневной жизни. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь!
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, лепке, аппликации можно использовать нетрадиционные средства и способы изображения : мои дети рисуют пальцами, свечкой, пластилином. Делают аппликации с помощью круп, ваты, природного материала. Большое количество работ было сделано из фольги и способом оригами – и это вызывает наибольший восторг у детей. И не важно, что мы далеки от совершенства, главное желание, радость и удовлетворение от того, что ты сделал это сам!
В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возрастных особенностей) имеют возможность выбора:
- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал) ;
- материала, на который будет нанесено изображение: бумаг белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, фольга – различной формы и размеров.
Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как, сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В процессе работы концентрируется внимание, что имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Освоение способов действия с бумагой проходит с использованием игровых ситуаций. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.
Включение разнообразных видов художественного творчества дошкольников в повседневную жизнь позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов. В плане саморазвития возникают навыки ведения внутреннего диалога, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. В плане формирования общих навыков происходит повышение точности мелких ручных действий, рост произвольности внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, обогащение сферы пространственных представлений, развитие способности к чтению чертежей, схем к самостоятельному руководству.
Хорошо развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни. Пусть у вас растёт творческая личность!