Елена Корсакова
Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами
▼ Скачать +Заказ
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Что же требует от нас – педагогов стандарт:
• Во-первых, изменить подход к образовательному процессу, а именно, изменить способ организации детских видов деятельности, умения педагога выстроить партнерские отношения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) взаимодействия взрослого с ребенком
Публикация «Развитие творческих способностей детей через ознакомление с искусством оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
• Во - вторых, осуществлять индивидуальный подход к ребенку через игру.
• В - третьих, повысить роль семьи в работе дошкольного учреждения, создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
• В - четвертых: преобразовать предметно - пространственную развивающую среду, чтобы она могла обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Стандарт требует от педагогов формирования творческой личности.
Следует заметить, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, которые и составляют основу творчества. Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. У детей активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, поэтому изучив литературу и нормативные документы, а так же результаты мониторинга освоения программного содержания. Определила цель своей работы
Цель - развитие творческих способностей детей в процессе овладения приемами техники оригами.
Задачи:
1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формировать умения следовать устным инструкциям.
3. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
5. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
6. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
7. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
8. Воспитывать интерес к искусству оригами.
В работе по обучению оригами использую следующие основные принципы:
- уважение к достоинству и личности ребёнка;
- опора на имеющийся опыт детей;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- сотрудничество детей друг с другом, с педагогом и с родителями;
- создание условий для творческих проявлений детей.
Работа ведется по 3 основным направлениям со всеми участниками образовательного процесса:
- работа с детьми: занятия, игры, наблюдения, организация выставок, занятия в уголке творчества, игры в лэпбуке и т. д.
- работа с родителями: мастер – классы, собрания, консультации, развлечения, видео в группе, организации совместных выставок и т. д.
- работа с педагогами: мастер-классы, консультации, обобщение опыта.
Для достижения этой цели работа с детьми средней группы представлена двумя основными этапами:
I этап – знакомство с искусством оригами. На этом этапе дети познакомятся с искусством, смогут узнавать в фигурках знакомые образы.
II этап - изготовление базовых форм оригами : «платочек», «стрела»;
- На этом этапе дети смогут складывать базовые формы «платочек» и «стрела» по словесному указанию и смогут изготавливать простые поделки, доступные детям средней группы совместно с воспитателем и самостоятельно.
Занятия оригами интересны детям и доставляют им огромное наслаждение, увлекая каждого ребенка невероятными превращениями. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик; семенит, спускаясь с горки, человечек; высоко парит самолетик; прыгает лягушка; каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга.
В своей работе использовала новые формы организации образовательной деятельности и установления партнерских отношений с детьми. Так как девиз партнерской деятельности:
«МЫ ВСЕ ВКЛЮЧЕНЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ СВЯЗАНЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, А ТОЛЬКО ЖЕЛАНИЕМ И ОБОЮДНЫМ ДОГОВОРОМ: МЫ ВСЕ ХОТИМ ДЕЛАТЬ ЭТО»
Для этого в непринужденной форме использовала сказки с фигурками оригами, чем, вскоре, заинтересовала всех детей. Дети стали интересоваться этими фигурками, стали использовать готовые фигурки в игровой деятельности.
Преобразовали предметно-пространственную среду группы, где использовали фигурки, изготовленные детьми в украшении группы. Создали театральную студию «Театр оригами», где дети могут придумывать и показывать сказки, используя фигурки, которые изготовили сами и изготовленные мною. Организовали творческую мастерскую «В гостях у Квадратика», где дети могут совместно со мной или самостоятельно заняться изготовлением фигурок, поделок, открыток к праздникам и дням рождений сверстников. Работы наших детей отправляем на интернет – конкурсы. Одной из новых форм организации образовательной и совместной деятельности является использование лэпбуков.
Лэпбук – это в переводе означает книга на коленях, интерактивная книга с множеством заданий. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. На каждой странице ребенок может самостоятельно получить информацию и сенсорный опыт по изготовлению поделки способом оригами.
В ходе изготовления фигурок оригами всегда использую игрушку - Веселого Квадратика – это герой наших занятий, который рассказывает сказки и учит, как изготовить ту или иную фигурку, оказывает помощь тому, кто затрудняется, через этого героя выстраиваю доверительные, партнерские отношения, и все происходит в ходе игры.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс провела собрание «В начале славных дел», на котором провела «Аукцион идей». В ходе, которого родители выбирали занятия для детей, где участниками будут не только дети, но и родители. Идея заниматься совместно оригами понравилась всем родителям, и они стали участниками образовательного процесса.
Для родителей были проведены консультации, оформили папку-ширму «История возникновения оригами», «Что такое оригами», «Чем заняться с детьми в выходные и праздничные дни», «Сделаем вместе», «Мастерилка». Провела мастер-класс «Открытка своими руками», «Путешествие на пароходике», «Наши руки не знают скуки», развлечение «Путешествие в страну Оригами».
Родители становятся партнерами, единомышленниками, они стараются оказывать помощь в любых начинаниях. Для того, чтобы родители могли с ребенком дома попробовать сложить фигурки в нашей группе «Ладушки» в контакте выкладываю мастер – классы по изготовлению поделок, что способствует развитию интереса, как у детей, так и у родителей, а также способствует вовлечению родителей в образовательный процесс.
Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.
На следующий год планирую продолжать работу по данной теме и организовать работу кружка, а так же вести работу с родителями используя нетрадиционные формы работы для вовлечения всех родителей группы в образовательный процесс.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности, использовать в своей работе новые формы для развития творчества в наших детях, вовлечения родителей в образовательный процесс, и успешного внедрения стандарта. Как сказал Н. Островский «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».