Татьяна Егорова
Биоэнергопластика в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Биоэнергопластика в работе с детьми по развитию речи.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Для успешного решения этой задачи необходимо развивать артикуляционную моторику, а основным методом развития является артикуляционная гимнастика. Мы все знаем, что артикуляционная гимнастика состоит из комплекса специальных упражнений, выполнение которых укрепляет мышцы речевого аппарата.
Нам с вами известно, что развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики. И мы все применяем их в работе.
Но, к сожалению, за последние годы увеличилось количество детей с нарушением звукопроизношения. Поэтому чтобы деятельность, организуемая воспитателем, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления нарушений речи у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, одной из таких технологий является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, пальцев. Она включает в себя три базовых понятия:
• «био» — человек как биологический объект;
• «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
• «пластика» — плавные движения рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует большему развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Биоэнергопластика:
• оптимизирует психологическую базу речи;
• улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
• способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
• позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Как все технологии, биоэнергопластика предусматривает несколько этапов.
-Диагностический
-Подготовительный
- Основной
-Заключительный
На диагностическом этапе были выявлены дети с нарушением речи. Воспитатель наблюдает, насколько у ребенка развита мелкая моторика при выполнении пальчиковой гимнастики, манипуляций с мелкими предметами, как правильно и точно ребенок выполняет элементы артикуляционной гимнастики.
На подготовительном этапе я познакомила детей с артикуляционной гимнастикой. Учила их выполнять упражнения для губ, языка или челюсти по стандартной методике. Руки в упражнение не вовлекаются. На этом этапе устанавливаются доверительные отношений с ребенком, создаётся положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к предстоящей деятельности.
На основном этапе дети выполняют упражнения с подключением рук. Я показываю, они повторяют и учатся выполнять одновременно артикуляционное упражнение и движение руками. Внимательно слежу за качеством выполнения упражнений.
На заключительном этапе дети синхронно выполняют движения руками и артикуляционные упражнения самостоятельно или с небольшой помощью. На данном этапе для дальнейшего совершенствования движений органов артикуляционного аппарата, совершенствования пальцевой моторики, координации движений, внимания можно использовать сопровождение стихотворными текстами артикуляционно-пальчиковых упражнений.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Подбирается движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Важно объяснить каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, а так же память, зрительное и слуховое восприятие, межполушарные взаимосвязи.
Результаты применения биоэнергопластики:
• развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
• значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
• развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
• выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
• благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.
Сейчас я предлагаю вам вместе со мной выполнить несколько упражнений с использованием биоэнергопластики.
1. Упражнение «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки.
2. Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, видны верхние и нижние резцы. (Пальцы соединены, образуя круг).
3. Упражнение «Лягушка»: руки согнуты в локтях, пальцы рук вместе, когда улыбаемся пальцы врозь.
4. Упражнение «Качели»: рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. Кисти рук вверх, вниз.
5. Упражнение «Часики»: рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Кисти рук расположены ребром, синхронно в влево, право поворачиваем ладони.
6. Упражнение «Пузырь»: сделать глубокий вдох, надуть щечки. Из пальцев рук, сделать шар.
7. Упражнение «Кролик»: улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10 Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. (Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание).
Подводя итоги, можно сказать, что систематическая работа с применением биоэнергопластики позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, облегчает введение звуков в речь, способствует профилактике речевых нарушений.
Таким образом, применение биоэнергопластики позволяет сделать работу педагога достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности для ребенка и педагога.