Получи документы

Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха

Ирина Савочкина
Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы

«Забота о здоровье – это

важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы …»

Сухомлинский В. А.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна приносить, ощутимые результаты.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха» размещена в разделах

Большую часть коррекционных школ - интернатов составляют слабослышащие дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время.

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”

Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук, недоразвитие речи - всё это свойственно детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Следовательно, в коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

Не вызывает сомнения тот факт, что для детей с нарушением слуха, важно организовать постоянную, познавательную речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении различных трудностей, а также общего оздоровления детей школьного возраста.

На фоне комплексной коррекционно-педагогической помощи, здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции нарушений высших психических функций, речи, поведения детей с ОВЗ и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно – развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время внеурочных занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи. Коррекционно – развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий предполагает коррекцию всей личности детей в целом. Среди слабослышащих обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

В нашей школе на сохранение здоровья направлена не только урочная, но и внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности определены часы на сохранение и укрепление здоровья : спортивные игры, «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие»; классные часы по теме ЗОЖ; развивающие игры «Запомни движение и повтори»; беседы о ЗОЖ «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровый образ жизни, «Разговор о правильном питании», «Закаливание организма» и др. Организуются конкурсы рисунков и плакатов, акции: «Мы за ЗОЖ», «Нет вредным привычкам!»; спортивно-массовые мероприятия «День здоровья», осенний кросс».

Так же в школе работают объединения дополнительного образования: студия классического танца «Росинка», студия современного танца «Модерн», «Атлет», спортивные кружки и секции.

Внедряя в практику работы данные приёмы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, физминутки и динамические минутки, кинезиология.

Регулярное включение на внеурочных занятиях методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

Повышается работоспособность;

Развиваются психические процессы;

Формируются двигательные умения;

Повышается речевая активность.

У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции;

Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие дыхательной системы;

Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;

Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой аппарат;

Развивается мелкая моторика;

Развивается речь;

Формируется мотивационная готовность к регулярному применению полученных навыков;

Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие;

Дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

Коррекционное поведение и преодолеваются психологические трудности;

Формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, на занятиях во внеурочное время является : отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от выполненной работы; желание продолжить работу.

Таким образом, организация учебной деятельности с учётом

здоровьесберегающих технологий создают условия, позволяющие сохранить

здоровье детей и по возможности оздоровить их, а это немаловажно в наше время. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях во неурочное время позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха и повысить эффективность учебного процесса.

Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Литература:

1. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года

2. Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.

3. М. Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2004 год

4. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001

5. В. В. Нищева Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии

в современной школе. – М. : АПК ПРО, 2002.

7. Т. Е Филичева Н. А. Чевелева Г. В. Чиркина Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры»Конспект открытого занятия для детей 5–6 лет с нарушениями слуха «Транспорт. Геометрические фигуры» Конспект открытого занятия для детей 5-6 лет с нарушениями слуха на тему: "Транспорт. Геометрические фигуры" - Цель: Расширить представления.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа)Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на свирели (подготовительная группа) Музыкальный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей, обучающихся на Свирели (подготовительная группа) Цели:.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 08:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Савочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД