Ирина Савочкина
Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха
«Забота о здоровье – это
важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы …»
Сухомлинский В. А.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна приносить, ощутимые результаты.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время для обучающихся с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большую часть коррекционных школ - интернатов составляют слабослышащие дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только на уроках, но и во внеурочное время.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”
Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук, недоразвитие речи - всё это свойственно детям с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Следовательно, в коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Не вызывает сомнения тот факт, что для детей с нарушением слуха, важно организовать постоянную, познавательную речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении различных трудностей, а также общего оздоровления детей школьного возраста.
На фоне комплексной коррекционно-педагогической помощи, здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции нарушений высших психических функций, речи, поведения детей с ОВЗ и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно – развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время внеурочных занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Здоровьесберегающие технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи. Коррекционно – развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий предполагает коррекцию всей личности детей в целом. Среди слабослышащих обучающихся с проблемами в интеллектуальном развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
В нашей школе на сохранение здоровья направлена не только урочная, но и внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности определены часы на сохранение и укрепление здоровья : спортивные игры, «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие»; классные часы по теме ЗОЖ; развивающие игры «Запомни движение и повтори»; беседы о ЗОЖ «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровый образ жизни.», «Разговор о правильном питании», «Закаливание организма» и др. Организуются конкурсы рисунков и плакатов, акции: «Мы за ЗОЖ», «Нет вредным привычкам!»; спортивно-массовые мероприятия «День здоровья», осенний кросс».
Так же в школе работают объединения дополнительного образования: студия классического танца «Росинка», студия современного танца «Модерн», «Атлет», спортивные кружки и секции.
Внедряя в практику работы данные приёмы здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, физминутки и динамические минутки, кинезиология.
Регулярное включение на внеурочных занятиях методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:
Повышается работоспособность;
Развиваются психические процессы;
Формируются двигательные умения;
Повышается речевая активность.
У детей развиваются психомоторные и речемоторные функции;
Укрепляется физическое и психическое здоровье детей через развитие дыхательной системы;
Стимулируется развитие произвольной регуляции движения;
Формируется артикуляционная моторика и развивается речевой аппарат;
Развивается мелкая моторика;
Развивается речь;
Формируется мотивационная готовность к регулярному применению полученных навыков;
Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие;
Дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
Коррекционное поведение и преодолеваются психологические трудности;
Формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, на занятиях во внеурочное время является : отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от выполненной работы; желание продолжить работу.
Таким образом, организация учебной деятельности с учётом
здоровьесберегающих технологий создают условия, позволяющие сохранить
здоровье детей и по возможности оздоровить их, а это немаловажно в наше время. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях во неурочное время позволит сохранить уровень здоровья детей с нарушением слуха и повысить эффективность учебного процесса.
Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Литература:
1. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года
2. Тукачёва С. И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. М. Ю. Картушина Быть здоровыми хотим Москва 2004 год
4. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001
5. В. В. Нищева Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
в современной школе. – М. : АПК ПРО, 2002.
7. Т. Е Филичева Н. А. Чевелева Г. В. Чиркина Основы логопедии – Москва Просвещение 1989 год