Онучина Юлия
Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ю. В. ОНУЧИНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
МБДОУ № 57
«ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами изодеятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитания, а начинаться оно должно уже в дошкольном детстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования 5 в образовательной области «Познавательное развитие» отмечается, что осуществляется формирование представлений о малой родине и Отечестве, ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
В данной статье будет раскрыт наш опыт патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ №57 «Лукоморье» города Северодвинска Архангельской области.
В целях патриотического воспитания детей мы применяем целый комплекс методов и средств, при этом одним из наиболее эффективных средств является изобразительное искусство. Это обусловлено тем, что творчество воздействует на эмоциональную сферу, чувства детей, а любовь к Родине – это нравственная категория, которая имеет непосредственное отношение к эмоциональной сфере человека.
Прежде всего, отметим, что в своей работе мы уделяем большое значение самообразованию на данную тему, изучаем и учитываем опыт и научные достижения исследователей. Так, например, ценными являются работы таких исследователей в области патриотического воспитания, как Н. А. Андрианова 1, О. Л. Князева, М. Д. Маханева 2. Вопросы применения изобразительного искусства в работе с детьми дошкольного возраста рассматривали Т. С. Комарова 3, А. В. Никитина 4 и другие.
В работе по патриотическому воспитанию детей мы учитываем не только возрастные, но и иные особенности детей. В нашей группе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Применение именно изобразительного искусства в работе способствует не только патриотическому воспитанию, но и гармонизации эмоционального состояния таких детей.
Патриотическое воспитание детей мы осуществляем на следующих уровнях:
1) формирование осознанности по отношению к своей семье (любовь к родителям, ценность семьи);
2) воспитание любви к родному городу Северодвинску;
3) воспитание интереса к истории и культуре родного края (Архангельской области);
4) воспитание интереса к истории, культуре, традициям России, осознание себя гражданином нашей страны.
Чтобы работа была системной и эффективной, нами подготовлен календарно-тематический план на учебный год, а также разработаны конспекты занятий с детьми и консультаций для родителей.
Работу с детьми мы проводим по двум основным направлениям:
1) восприятие дошкольниками изобразительного искусства;
2) творческая изобразительная деятельность детей.
Рассмотрим данные направления более подробно.
В рамках восприятия детьми изобразительного искусства проводим следующие мероприятия. Например, рассматривание репродукций картин русских художников, на которых изображена природа России. Прежде всего, это картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова и других художников. Дети рассматривают картины, после чего проводится беседа о том, что художники вдохновлялись красотой русской природы, подводим детей к мысли о любви к Родине. Мы рассматриваем с детьми также картины художников Архангельской области, в которых отражена природа нашего края.
Ко Дню Победы дети посетили выставку, на которой кроме экспонатов Великой Отечественной войны, также были представлены экспозиции с предметами изобразительного искусства. В частности, это сцены времен войны. Фигурки солдат и гражданских жителей одеты в традиционную одежду тех времен.
Значительный блок занятий посвящен знакомству детей с народным изобразительным искусством, так как народное творчество формирует духовные связи детей с историей и культурой своей страны. Мы показываем детям фотографии, а также предметы быта, игрушки, расписанные в стиле хохломы, гжели, а также основных видов росписи в Архангельской области (Пермогорская, Борецкая и Мезенская роспись).
Большой интерес у детей вызывает знакомство с Каргопольской игрушкой, которая является частью народной культуры и изобразительного искусства Архангельской области. В связи с тем, что игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, знакомство детей с народными игрушками дало большой эмоциональный отклик.
Мы считаем, что для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства необходимо не только восприятие детьми лучших образцов художественного творчества, но и самостоятельная творческая изобразительная деятельность детей. Например, мы проводим с детьми занятия, на которых они расписывают деревянные ложки и глиняную посуду росписью, которая распространена в Архангельской области. Когда дети завершили работу, мы организовали выставку детских работ «Веселая ярмарка».
В старшем дошкольном возрасте художественные способности детей достаточно сформированы, чтобы дети смогли создать качественные изобразительные работы. На занятии мы предложили детям нарисовать с применением гуаши достопримечательности или природу нашего города. Поэтому в нашем детском саду создан мини-музей «Предметы народного быта», а также представлены экспозиции с фотографиями и репродукциями картин, изображающих Архангельскую область, представлены предметы декоративно-прикладного народного искусства. Кроме того, присутствует в достаточном объеме материал для детского изобразительного творчества: акварели, гуашь, пластилин, природный и бросовый материал, декоративные элементы.
По итогам была организована выставка детских работ на тему «Город, в котором я живу».
Была организована экскурсия в детскую библиотеку «Кругозор». В ходе экскурсии дети познакомились с северным народным костюмом, а также рисовали кокошник.
Важной частью патриотического воспитания детей является их приобщение к народным традициям и праздникам. Одним из таких праздников является Масленица. Кроме традиционных хороводов, угощения блинами, народных игр, мы включаем в празднование также элементы изобразительного искусства. Так, например, мы организовали для детей показ выставки народных кукол, а после ее просмотра дети под руководством педагога изготовили для своих мам куклу Веснянку – традиционный славянский оберег, который наши предки мастерили с приходом весны как символ добра и счастья. Также дети рисовали акварелью разноцветное чучело на Масленицу.
Одним из важнейших элементов патриотического воспитания детей является осознание детьми ценности семьи. К таким праздникам, как День Матери и День Отца дети нарисовали рисунки на темы «Моя любимая мама» и «Мой любимый папа». После этого к праздникам были организованы выставки детских работ.
Также элементом патриотического воспитания является знакомство детей дошкольного возраста с природой родного края и воспитание любви и бережного отношения к ней. На занятиях дети рисуют животных и растения Архангельской области. Дети старшей группы создали серию изобразительных работ, посвященных лесам нашей области: учились изображать листья березы, ольхи, осины. Свои работы дети выполнили с применением акварели, гуаши, а также в нетрадиционных техниках аппликации.
Большое значение для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства имеет качественная предметно-пространственная среда в группе. Поэтому в нашем детском саду создан мини-музей «Предметы народного быта», а также представлены экспозиции с фотографиями и репродукциями картин, изображающих Архангельскую область, представлены предметы декоративно-прикладного народного искусства. Кроме того, присутствует в достаточном объеме материал для детского изобразительного творчества: акварели, гуашь, пластилин, природный и бросовый материал, декоративные элементы.
В целях достижения наибольшего эффекта в патриотическом воспитании детей нами также проводится работа с родителями. Считаем, что патриотическое воспитание должно быть комплексным и не ограничиваться воспитательным процессом на занятиях в детском саду. Нами проведена консультация для родителей на тему «Воспитание патриотизма в детском саду и дома», а также подготовлен для родителей раздаточный материал на темы «Приобщение ребенка к изобразительному искусству», «Красота родного края – Архангельской области». Родители также приняли участие в пополнении экспонатами мини-музея «Предметы народного быта».
Нами разработаны рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию детей. Мы рекомендуем родителям обращать внимание детей на красивые места родного города во время прогулок, рассказывать детям о достопримечательностях города. Чтобы информация для ребенка была интересной, родителям необходимо повышать свой кругозор.
Родителям рекомендуется читать детям книги и показывать фильмы, в которых рассказывается об истории, традициях и культуре России. Очень важно посещать с детьми музеи, так как это расширяет знания детей, воспитывает в детях интерес к истории города и страны. В музеях дети знакомятся с предметами быта, фотографиями, объектами изобразительного искусства.
Таким образом, патриотическое воспитание – это комплексный процесс, в ходе которого применяются разнообразные средства и формы работы с детьми и родителями. При этом одним из наиболее действенных педагогических средств в этом направлении является применение изобразительного искусства.
Список литературы
1. Андрианова Н. А. Россия для детей. – М. : Эксмо, 2021. – 192 с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 304 с.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 224 с.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : КАРО, 2020. – 96 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265